МААМ-картинки

Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм»

Татьяна Устюжанина
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы

Приобщение детей к народной культуре является одним из средств формирования у них патриотических чувств и развития духовности. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его традициями, обычаями ребенок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Богатство красок, звуков, образов несет в себе народное творчество.

Фольклор – одна из самых ярких форм выражения народом глубокого чувства любви и привязанности к родной земле, языку, культуре.

Публикация «Консультация „Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм“» размещена в разделах

Задача педагога – раскрыть духовный и нравственный потенциал произведений и довести его до ребенка в доступной форме. В устном народном творчестве сохранились особенности черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Сказки открывают ребенку окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в доброе, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван-царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым важным богатством: трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ, и ненавидеть то, что ненавидит народ.

Особым жанром, влияющим на духовно-нравственное воспитание детей, являются пословицы и поговорки. Ёмкость образа в пословицах и поговорках активно воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Понятным и ценным для детей являются пословицы о Родине, матери, родном языке, природе. Наиболее легко усваиваются образные пословицы о Родине: «Нет в мире краше Родины нашей», «Родина любимая – мать родная» и др. Любовь к Родине и любовь к матери – чувства, неразрывно связанные между собой.

Пословицы о женщине-матери являются действенным средством воспитания любви к самому дорогому человеку: «При солнышке тепло, при матери добро», «Нет такого дружка, как родная матушка», «Счастье и доброту у матери найду» и др. Только народная мудрость просто и доходчиво может показать взаимоотношения матери и детей, обогатить знания дошкольников о материнских чувствах и делах. На основе этих знаний формируется положительное отношение к матери, любовь к ней становится более осмысленной.

Отношение к Родине во многом определяется впечатлениями, полученными детьми от общения с природой. Пословицы о природе способствуют формированию интереса и внимательного отношения к родной земле: «Без хозяина земля – круглая сирота», «Земля заботу любит», «По погоде и урожай» и др.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

В русском фольклоре особенным образом сочетается слово, музыкальный ритм, напевность. Потешки, прибаутки, колыбельные звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей. Колыбельная песня, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп,звукоподражаний. колыбельная песня таит в себе неисчерпаемые источник воспитательных и образовательных задач.

Прибаутки - это песенки или стишки, увлекающие ребенка своим содержанием. Содержание прибауток яркое и динамическое. Прибаутки содержат первые назидания: упрямый козел съеден волками, кисонька-мурысонька не оставила маслица, чтобы угостить другого. Главная роль прибауток – познавательная. Ребенок узнает о людях, животных, явлениях, предметах, об их типических свойствах.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие детей.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, Загадки обогащают словарь детей, формируют представления о переносном значении слова. Разгадывание загадок развивает умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления,

Фольклор обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка, служит могучим, средством духовно-нравственного и эстетического воспитания детей, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Публикации по теме:

Духовно-нравственное воспитание детей младшего школьного возраста средствами вокального искусства "ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ВОКАЛЬНОГО ИСКУССТВА"Вопрос духовно-нравственного воспитания.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27 Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ.

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Номер слайда Речь 1 Добрый.

Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Музыкальный руководитель Рожкова Яна Юрьевна.

Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте.

Духовно-нравственное воспитание средствами педагогического репертуара в хоровом классе В современном обществе профессиональная деятельность педагога-музыканта предъявляет все более высокие требования к его духовно-нравственному.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм»
Опубликовано: 9 июня 2018 в 20:58
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Духовно-нравственное воспитание детей средствами малых фольклорных форм»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Устюжанина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД