Елена Малькова
Духовно-нравственное воспитание средствами педагогического репертуара в хоровом классе
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе профессиональная деятельность педагога-музыканта предъявляет все более высокие требования к его духовно-нравственному облику. Музыкальное искусство оказывает огромное влияние на формирование нравственных качеств личности, его духовной культуры, гражданской позиции, творческого потенциала. Оно обладает сложным механизмом воздействия на духовный мир человека, его эмоциональную и интеллектуальную стороны. Большая роль в формировании духовно-ориентированной личности отводится содержательной стороне учебного процесса и прежде всего музыкальному репертуару, который должен быть высокохудожественным и нести в себе глубокое духовное начало.
Публикация «Духовно-нравственное воспитание средствами педагогического репертуара в хоровом классе» размещена в разделах
Несколько слов о понятии «духовное». Духовное, в нашем понимании, представляется как серьезное, глубокое содержание произведений искусства, в котором мир воплощается в высоких образах, приподнятых над бытом, и поэтому требует при восприятии сосредоточенности, умосозерцания, особой культуры восприятия.
В умело подобранном музыкальном материале заложены большие возможности для формирования духовно-нравственного мира учащегося как движения от сознания к самосознанию и совершенствованию на его основе идеалов красоты, истины, любви, добра. Лучшие образцы учебного репертуара могут служить средством передачи духовного опыта поколений.
Здесь необходимо подчеркнуть важную роль педагога в подготовке к восприятию учащимися произведений, причем со стороны не только музыкально-художественных характеристик, но и его смысловой драматургии. Нравственные ориентиры педагога, его слово и личное отношение к изучаемому материалу призваны способствовать оценке и осмыслению авторского замысла произведения и вызывать у учащегося эмоциональный отклик, побуждающий к тем или иным нравственным поступкам.
По мнению М. С. Когана,нравственные нормы усваиваются переживанием, а не логическим пониманием.
Музыкальная культура России развивалась и развивается по трем направлениям: народная музыка, религиозно-духовная музыка и профессиональное композиторское творчество. Как правило, в хоровом классе представлены все три направления. Духовная музыка вместе с народной является самым древним пластом и насчитывает тысячелетний период развития с момента принятия христианства. Религиозно-духовная культура всегда являлась частью жизни народа. В ней воплощены черты его характера, психологические особенности быта, страницы истории, запечатлелась особая возвышенная сторона жизни общества. Все это нашло отражение в огромном количестве произведений, несущих в себе высокую эстетическую и нравственную ценность. Произведения церковной музыки-величайшие памятники отечественной культуры. Выражая стремления русского человека к духовной красоте и гармонии, возвышая его чувства и помыслы на протяжении многих веков, она рассматривается как действенное средство воспитания духовно-нравственного облика молодежи. Примером могут служить духовные концерты Д. С. Бортнянского, М. С. Березовского, духовные сочинения А. Архангельского, П. Чеснокова, П. Чайковского, С. Рахманинова, С. Танеева.
Значительная роль в духовно-нравственном воспитании отводится на занятиях и народной песне. В музыке, построенной на мелодической основе национального языка, ярко проявляются черты, присущие нашей культуре, которая всегда конкретизируется как совокупность различных самобытных явлений народного творчества. Многообразие красок народной музыки, яркий музыкальный язык, контраст в характеристике героев, борьба добра и зла дают основание для использования материалов народного творчества в духовно-нравственном воспитании личности. Протяжные и грустные, задорные и веселые народные песни отражают русского человека. Приведем лишь небольшой перечень используемых произведений русского народного творчества: «Степь да степь кругом», «Дубинушка», «Нелюдимо наше море», «Бородино», «Песня о Варяге», «Уж, я золото хороню», «В темном лесе», «Ах, ты, душечка» и т. д. В этих произведениях отражаются сложные процессы исторической, экономической и духовной жизни общества, обогащаясь новыми интонациями, рожденными эпохой.
Отечественное музыкальное композиторское творчество являет нам образцы высокой музыкальной классики, отражающие «вечные» проблемы жизни, существования человека на земле, которые служат содержательным «ядром» при подборе репертуара. Здесь и связь с протяжными и плясовыми, обрядовыми и героико-богатырскими интонациями народного мелоса. Ярким примером могут служить такие хоровые произведения, как : Г. Свиридов «Патетическая оратория», «Памяти Сергея Есенина», «Повстречался сын с отцом», «Вечером синим», Д. Шостакович «Десять хоровых поэм», В. Шебалин «Зимняя дорога», «Мать послала к сыну думы», М. Коваль «Долина-долинушка», Ильмень-озеро», С Прокофьев кантата «Александр Невский» и др.
Органичное слияние поэтического и музыкального текста придает этим произведениям большую силу музыкального воздействия. Сознательное восприятие художественных образов хоровых произведений, проникновение в их сущность обогащает внутренний мир, расширяет жизненный опыт, будит новые мысли и чувства, что помогает духовно-нравственному развитию личности.