Марина Судавцова
Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду.
Практическую деятельность с детьми строю на следующих принципах: тщательный подбор материала, интеграция работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей.
Публикация «Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Применяю такие приемы как: акцент на фрагменты текста, наглядность, повторение в игровой форме и в режимных моментах. Для этого использую потешки для сна, прогулки, кормления, и др. (Приложение № 2)
Все это вызывает положительные эмоции у детей. Малыши с удовольствием слушают и просят ещё и ещё раз повторить хорошо знакомые и любимые произведения, это обеспечивает психологический комфорт детей.
Понимая, что улучшение речевого общения невозможно без пополнения словарного запаса ребенка, в работе уделяю большое внимание активизации и закреплению словаря. Для того чтобы новые слова прочно вошли в лексикон детей, использую различные игровые и методические приемы. Чтобы работа над словарём ребёнка шла, успешна, необходимо единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
Следующей задачей развития речи является воспитание звуковой культуры речи. И решение этой задачи было через использование различных видов русского фольклора. Для пальчиковой и артикуляционной гимнастики использовались народные игры «Сорока - белобока», «Гули - Гули», «Этот пальчик в лес ходил», «Этот пальчик — дедушка» и многие другие. Это способствует умению проговаривать текст совместно с выполнением действий, развитию моторики рук.
Но звуковая культура речи, это не только правильное звукопроизношение, необходимо научить малышей регулировать, дыхание, темп, громкость голоса. Для этого в работе использовались такие виды фольклора, как скороговорки, колыбельные, заклички, которые помогают нам работать над голосом, читать произведения с разной интонацией.
Например, «заклички» побуждают детей произносить текст громко — как бы закликать. Здесь использовался такой прием : «Скажи так, чтобы солнышко на небе тебя услышало!», в содержании такого текста как бы изначальна, заложена просьба, желание увидеть солнце:
«Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!»…
Противоположным действием обладают пестушки. Их хочется проговаривать ласково, напевно, само содержание побуждает детей произносить их спокойно, тихо:
«Ты собачка, не лай
Белолоба не скули,
Нашу детку не буди.»
Большая роль фольклора в формировании у детей фонематического слуха, слухового внимания, и правильного произношения, так как сам фольклорный стих наполнен обилием рифм, созвучий, повторов:
«Скок, скок, скок,
Побежали под мосток»…
Так же на речевое развитие детей оказывает влияние и отгадывание загадок. Метафорический образ различных средств выразительности, употребляемый в загадках, способствует формированию образной речи детей. Загадки помогают понять звуковой и грамматический строй русской речи. За счет многозначности слов, они обогащают словарь детей, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном их значении.
Многогранно содержание небольших произведений народного поэтического творчества. В песенках и потешках явления природы оживают («Солнышко-вёдрышко», «Ночь пришла, темноту привела», действие животных «Кисонька –мурлысонька», «Курочка – рябушечка», «Сорока - белобока» и другие). Описание этих произведений не только поэтично, но и образно: курочка идёт на реку за водой, что бы напоить цыпляток; кисонька едет на мельницу, чтобы испечь прянички и т. д. Проговаривая эти произведения, необходимо обеспечить понимание содержания его детьми, благодаря эмоциональной речевой окраске, изменению тембра голоса. Здесь восстанавливается речевое взаимодействие с ребёнком, развивается образное восприятие и наглядно-образное мышление.
Необходимо научить ребёнка пользоваться различными звуковыми средствами для формирования связной речи. Здесь и интонация и логическое ударение, подбор подходящих слов, и многое другое.
Диалог является основой связной речи, Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Научиться произносить вопрос интонационно помог детям, например такой фольклорный текст, как «Кисонька –мурлысонька»,
На развитие эмоциональной речи детей, интонационной выразительности, большое влияние оказывают и русские народные словесные игры, так называемые, игры с приговорами. Русские народные игры не менее ценны в педагогическом воспитании детей, так же оказывают влияние на развитие ума, воли, характера, воспитывают нравственные качества, физически укрепляют ребенка, создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству. Особое значение для развития языка имеют игры, в которые включен литературный текст, стишок, предписывающий то или другое игровое действие («Вейся венок», «Ручеёк», «Лохматый пес» и др.). Предлагая новую игру, педагогу необходимо сначала четко и выразительно прочитать относящийся к ней стихотворный текст.
В ходе игры стихотворные слова прочитываются несколько раз, и не удивительно, что дети скоро запоминают стихотворный текст игры и могут во время игры читать его сами. Чем чаще дети играют в народные игры, тем сильнее проявляются эмоции и мимика. Если вначале они просто проговаривали текст, то потом в их речи появился интонационная выразительность. (Приложение № 3)
Положительно влияет театрализованная деятельность на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды театров в сочетании с небольшими фольклорными текстами побуждают детей демонстрировать все свои эмоциональные качества, речевые знания. Здесь хочется отметить ценность потешек, небылиц, сказок, героями которых являются животные. Сначала дети прислушиваются, а потом повторяют весёлое стихотворение и выполняют действия согласно тексту произведения. После частого повторения у детей развивается речь, память, чисто произносятся звуки,, активизируется словарь. Легко запоминаются детям совместные игры, которые сопровождаются потешками и движениями, которые выполняют все дети одновременно. Это игры с пальчиками (Приложение № 4)
Например: в игре «Ладушки» необходимо произнести имена всех детей : «. маслом поливала, детям давала: Тане два, Вале два, Даше два», при этом, своей рукой коснуться ладошек каждого ребёнка. Такой контакт необходим для сближения педагога с малышом.
В процессе работы над опытом был проведё н и составлен проект на тему: «Пальчиковые игры»