Жанна Садчикова
Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Номер
слайда Речь
1 Добрый день, уважаемые коллеги!
Разрешите представить Вашему вниманию презентацию на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
В ПРОФИЛАКТИКЕ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Публикация «Использование малых фольклорных форм в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
2 Нельзя не согласиться с высказываниями многих известных людей о значении фольклора в жизни и развитии ребенка. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство, и едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста.
3 Духовно – нравственное воспитание формируется с учётом новых требований к организации воспитательно-образовательного процесса, и при планировании и организации своей работы мы руководствуемся нормативными документами, которые представлены на слайде.
4 Мне бы хотелось более подробно остановиться на вопросе использования малых фольклорных форм как средстве профилактики речевых нарушений у младших дошкольников.
5 Ни для кого не секрет, что в последнее время наметилась тенденция увеличения количества детей, имеющих различные нарушения речи. Наше учреждение не является исключением. Так, по результатам обследования ПМПК детей 4 – 5 лет в текущем году выявлено 40 детей с различными нарушениями речи и только у 5 человек речевое развитие соответствует возрастной норме.
В связи с этим возник вопрос о ранней профилактике нарушений речи у детей.
6 Проведя анкетирование среди родителей воспитанников младшего дошкольного возраста, мы выяснили, что только очень немногие из них используют фольклор при общении с ребенком в повседневной жизни. Поэтому посчитали целесообразным уделить в своей работе больше внимания этому направлению в детском творчестве. При этом мы поставили перед собой следующие цели и задачи, которые Вы можете видеть на слайде.
7 Для работы по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста малые фольклорные формы были выбраны не случайно. У многих детей в этом возрасте самостоятельная речь еще недостаточно сформирована, но происходит активное усвоение разговорного языка, формирование и развитие всех сторон речи, и фольклорный материал, связанный с детским бытом, с повседневной детской жизнью как нельзя лучше позволяет добиться ожидаемых результатов в этом направлении.
8 Народные песенки, потешки, пословицы, поговорки, сказки погружают ребенка в светлый и уютный мир, который вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, у ребенка появляется интерес к живому слову, желание запомнить и повторить услышанное. Небольшие по объему, с часто повторяющимися речевыми оборотами малые фольклорные произведения понятны и доступны для повторения даже детям младшего возраста.
9 В рамках проведения профилактической работы в группах совместно с воспитателями была создана развивающая предметно – пространственная среда по данному направлению - подобраны книги, игровой материал. Это позволяет воспитателю вместе с детьми обыгрывать сюжеты сказок, потешек, прибауток и стимулировать самостоятельную речевую активность детей.
10 Администрацией учреждения по предложению учителей- логопедов и воспитателей в группы были приобретены магнитные доски с наборами фигурок – атрибутов и героев различных сказок. Использование данного пособия позволяет детям проявлять фантазию, творческую инициативу и так же стимулирует развитие речевых навыков, способствует развитию связной монологической и диалогической речи.
11 Так же в рамках реализации программы по духовно- нравственному воспитанию в кабинете учителя-логопеда был создан уголок, в котором были подобраны и размещены игровые пособия и литература по теме.
12-13
Естественно, реализация поставленных целей и задач была бы невозможна без тесного взаимодействия с воспитателями и родителями воспитанников. В рамках этого взаимодействия учителями-логопедами учреждения были разработаны анкеты для родителей, консультации для родителей и воспитателей, выпущены информационные буклеты, подобрана методическая литература.
14 Таким образом, мы пришли к выводу, что используя богатейший материал словесного творчества народа, с помощью малых фольклорных форм наряду с основными методами и приемами речевого развития можно решать практически большинство задач по профилактике речевых нарушений у детей младшего дошкольного возраста.
15 Спасибо за внимание!