Ирина Комкова
Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 27
Г. УГЛЕГОРСКА САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
694920, Сахалинская область, г. Углегорск, ул. Пионерская, 12; тел. /факс 45-024; E-mail : ds27ugl@yandex.ru
Выступление
на областной научно-практической конференции
VII Сахалинские Рождественские образовательные чтения:
«Нравственные ценности и будущее человечества»
Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в ДОУ средствами музыки» размещена в разделах
в ДОУ средствами музыки»
Выполнил:
И. А. Комкова
высшей категории МБДОУ № 27
г. Углегорска Сахалинской области
2017 год
«….Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия…»
М. И. Калинин
Важным средством духовно-нравственного воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребёнок познаёт традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре, духовно развивается.
Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несёт в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребёнку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется ещё и тем, что оно воздействует на чувства ребёнка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребёнок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Русское народное творчество – одно из средств духовно-нравственного, познавательного и эстетического развития детей.
Очень радует, что родители и педагоги стали чаще задумываться о том, насколько культурна-эклектична та среда, в которой растут современные дети; понимают, что восстановление преемственности поколений в восприятии и освоении традиционной культуры своего Отечества содействует формированию основ самосознания, любви к Родине, а также мировоззрения, основанного на традиционном понимании связи человека со своей семьёй, другими людьми и Богом – Творцом. С появлением Федеральных государственных образовательных стандартов у педагогов детского сада появились значительные возможности для воспитания детей в духе родной культуры. Потому что именно они бывают с детьми в детском саду на протяжении всего дня и фольклор может стать не предметом изучения как в школе, а частью этой естественной бытовой жизни.
Музыкальный руководитель детского сада, как никто другой, понимает, что духовность подрастающего поколения надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: нет дерева без корней, дома – без фундамента. Трудно воспитать духовно-нравственное поколение без знания истории своего народа и без опоры на опыт наших предков. Тем более одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта является задача «объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества". А тема духовно-нравственного воспитания отчё тливо прослеживается во всех образовательных областях: художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное, речевое и физическое развитие.
В детском саду духовно-нравственное воспитание каждого ребёнка осуществляется через знакомство детей с произведениями фольклора в музыкально-образовательной деятельности. А народный фольклор, в свою очередь, формирует такие нравственные качества, как :
-чувство совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма;
-нравственного облика: терпения, милосердия, кротости;
-нравственной позиции: способности отличать добро от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний;
-нравственного поведения: готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли.
Ребёнку-дошкольнику доступно, понятно и интересно русское народное творчество. На музыкальных занятиях, праздниках и развлечениях дети знакомятся с разнообразным репертуаром русских народных песен, плясок и хороводов, игр, потешек и считалок. В каждом виде детской музыкальной деятельности звучат русские народные мелодии.
Дети любят и охотно поют частушки, колыбельные, прибаутки и потешки. Все русские народные песни насыщены гласными, имеют простой ритмический рисунок, с помощью которых проводится работа над протяжным пением, хорошей дикцией.
Также русская народная песня обладает огромной художественно-воспитательской ценностью : у детей формируется тяга к русскому народному творчеству, у них обогащается словарный запас с помощью типично народных выражений и поэтических оборотов (зимушка-зима, травушка-муравушка, земелюшка-чернозём, цветики, рассыплюся яблонькой, поспешал и т. д.). Многие слова, встречающиеся в русских народных песнях, незнакомы детям и звучат непривычно для уха современного ребёнка (коромысел, сенечки, грать, гусли, младёшеннька и др., но тем не менее дошколята проявляют живой интерес к таким песням, удивительно быстро их запоминают и поют с большим удовольствием: «Пошла млада за водой», «Где был, Иванушка?», «Как у нашей Дуни», «Во кузнице», «Блины» и другие. Эти песни дети ещё с удовольствием инсценируют, проявляя своё творчество.
На музыкальных занятиях дети знакомятся и с различными плясовыми движениями: это хороводный, топающий, переменный шаг, шаг с притопом, «распашонка», «ковырялочка», «козлик», «дробушечки», присядка и полуприсядка и другие. После усвоения этих движений, дети разучивают пляски «Кадриль», «Танец с ложками», «Чеботуха», «Прялица», «Сударушка» и многие другие.
Кроме песен и плясок, мы разучиваем игры с пением, хороводы, игры и потешки с движениями: «Ловушка», «Весёлая карусель», «Ворон», «Как у наших у ворот», «Плетень», «Гори ясно», «Колобок» и многие другие. Яркий образ, динамичность вызывают у ребят желание двигаться. Разученные игры и потешки они переносят в свободные игры. В играх старшие дошкольники умеют пользоваться игровыми зачинами, т. е. водящего выбирают по песенке - считалке, например, «Бегал заяц по болоту», «Лиса по лесу ходила», «Скок-поскок» и другие. Эти короткие песенки-считалки дают возможность осваивать песенно-ритмическую основу народных игр.
Дошколята любят играть на русских народных инструментах: трещотках, деревянных ложках, свистульках, бубенцах, колотушках. В детском репертуаре есть такие русские народные песни, как «Я рассею своё горе», «Во саду ли, в огороде», «Ах вы, сени», «Светит месяц».
Весь разученный музыкальный репертуар включается в праздники и развлечения. Чего только не бывает на осенних семейных посиделках! Красные девицы водят хороводы, добры молодцы меряются силой, состязаются семьями, кто кого перепоёт, исполняя частушки! На этот праздник приходят и скоморохи, и Осень (родители, которые одаривают детей осенними дарами.
Новый год – народный праздник. И опять мы обращаемся к народному материалу. В древней Руси празднование Нового года сопровождалось величанием, поздравлениями. На новогоднем празднике дети и родители с шутками и прибаутками ходят друг к другу «в гости» от дома к дому и поют поздравительные песни-колядки с добрыми пожеланиями хозяевам дома в новом году. В ответ хозяева угощают колядующих и одаривают их подарками. А ещё в некоторых домах живут герои русских народных сказок: три медведя, колобок, петух и курица. А потом ещё и Емеля на печке, Баба-Яга с частушками, Кощей Бессмертный. И всегда на примере сказок дети убеждаются, что непременно добро побеждает зло.
Женский День 8 марта по времени совпадает с народным праздником весёлой Масленицей, с гуляньем и с блинами и обильным угощением. На праздник приходит Масленица «белая, румяная, коса длинная, трёхаршинная, платье синее, ленты красные, лапти жёлтые, головастые». Конечно, и этот праздник не обходится без участия родителей!
Весной начинаются ярмарочные гуляния. Музыкальный зал оформляется в виде ярмарки: с ярких красочных лотков продаются русские народные игрушки: матрёшки, свистульки, пряники и сушки. Коробейники расхваливают свой товар, а дети и родители его покупают. Купленные дымковские игрушки и матрёшки оживают в танцах, песнях и стихах в исполнении детей и взрослых. И, конечно, ни одна ярмарка не обходится без карусели и поводыря с медведем.
Все праздники в детском саду педагоги стараются проводить на основе фольклорного материала.
Таким образом, в процессе занятий музыкой дети знакомятся с лучшими образцами народной музыки, что способствует обогащению их духовного мира, приобщения к культурному богатству своего народа, воспитанию гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Через приобщение дошкольников к русскому народному творчеству наши воспитанники становятся активнее, эмоциональнее, у них расширяется представление об окружающей действительности, обогащается словарный запас, они лучше поют, пляшут и играют, водят хороводы, движения становятся раскованными, более выразительными, у них хорошо развиваются память, слух, чувство ритма а главное, у них проявляется интерес к русскому фольклору, к музыке, с помощью которых каждый маленький гражданин нашей Родины соприкасается с историческим прошлым русского народа. А народные праздники помогают им учиться творчески самовыражаться, свободно общаться со сверстниками и взрослыми.
Литература.
1. Асафьев Б. В. «Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании»,М. 1956; 2. Алиев Ю. Б. «Методика музыкального воспитания детей (от детского сада - к начальной школе)», Воронеж,1998;
3. Бекина С. И., Ломова Т. П., Соковнина Е. Н. «Музыка и движение», М., 1984;
4. Зацепина М. Б. «Музыкальное воспитание в детском саду», М. ,2008;
5. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь», М., 1988.
6. Радынова О. П. Программа «Музыкальные шедевры».М. ,2000.