Ольга Никульшина
Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
.
Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольном возрасте способствует формированию внутренней системы ценностей, которая ляжет в основу всей жизни ребенка. Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее изменение каждого участника, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее. В этом и заключается трудность оценивания эффективности проводимой работы. Каковы же ее цели и задачи?
Публикация «Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыкального искусства» размещена в разделах
Главной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно-нравственной личности ребенка, содействие приобретению им нравственного духовного опыта, основанного на народных традициях, традициях православной культуры. И задача музыкального воспитания – средствами искусства научить мыслить, чувствовать, сопереживать, развивать не только интеллект, но и душу ребенка. Необходимо научить его ориентироваться в мире музыки, привить вкус. Приобщать к высшим духовным ценностям, научить познавать мир и в общении с искусством музыки понять себя и свое место в мире.
Задачи духовно-нравственного воспитания :
1. Приобщение детей к духовно-нравственным ценностям,
раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований.
2. Формирование гражданского самосознания, любви к Родине и своему народу. «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина» (В. А. Сухомлинский).
3. Охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей.
«Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка – целитель здоровья» (Владимир Бехтерев).
4. Создание одухотворенного игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребенка.
Особая роль в духовно-нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения. Трудно разграничить духовное и нравственно-эстетическое воспитание или развитие дошкольников, так как, приобщая детей к шедеврам мирового искусства, знакомя их с произведениями великих композиторов П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского, Д. Лядова, Римского-Корсакова и другими мы влияем на духовный, внутренний мир ребенка через его эмоции и переживания.
Формирование духовности неразрывно связано с нравственно-эстетическим, патриотическим воспитанием, знакомством и изучением народных традиций и обычаев своего народа. «Музыка объединяет моральную, эмоциональную и эстетическую сферы человека. Музыка – это язык чувств» (В. А. Сухомлинский).
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Чем раньше ребенок получит возможность познакомиться с классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее духовно-нравственное развитие. В детском саду, начиная с раннего возраста, ребенок слушает и подпевает потешки, колыбельные, народные прибаутки. Подражая воспитателю, воспроизводит звуки на шумовых инструментах: погремушке, бубне, колокольчике, барабане. Но дать знания, развить навыки и умения – не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию. Очень важен при этом подбор музыкального материала. Материала, который бы соответствовал возрасту детей и вызывал живой познавательный интерес и желание петь, слушать и выполнять игровые действия.
Для реализации задач по духовно-нравственному воспитанию дошкольников необходим комплексный подход, который осуществляется в детском саду на занятиях, в игре, на прогулке, на праздниках и развлечениях.
Музыкальная деятельность соприкасается со всеми образовательными областями, и структура музыкальных занятий способствует многогранному восприятию музыкального искусства. Различные виды музыкальной деятельности (музыкально-ритмические движения, слушание, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные подвижные игры, театрализация) позволяют ребенку во всей полноте соприкоснуться с миром музыки.
Главное – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, развивать внимание, умение выражать свое отношение к произведениям искусства. Музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она может через эмоции и чувства, лишь разбудить нравственные силы, которые генетически заложены в каждого из нас. Этому способствуют навыки слушания музыки. Музыка развивает способность чувствовать, мыслить, обобщать, размышлять, развивает воображение. Музыка окружает ребенка повсеместно, поэтому он испытывает ее физиологическое и психическое воздействие. Многократное восприятие музыкальных произведений помогает ребенку выявить для себя важные чувства и настроения, выраженные в музыкальных образах. Под воздействием свойств музыкального звука ребенок расширяет свой нравственно-чувственный опыт новыми переживаниями. Переживая содержание музыки, ребенок становится более отзывчивым на различные эмоции, и это позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. В этом и проявляется воспитательное значения музыки. Ведь духовно-нравственное воспитание и состоит в том, чтобы через музыку, развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих вечных духовных ценностей, таких, как: любовь, красота, добро, сила духа, ценность жизни.
Основной и самый любимый вид деятельности дошкольников – это игра. Именно она приносить малышам огромную радость. Музыкальные игры, являясь одним из видов музыкальной деятельности, так же, формируют и развивают духовные качества ребенка. Например, такие музыкальные народные игры, как: «Горелки», «Где ты был Иванушка?», «Земелюшка – чернозем», «Золотые ворота», «У дедушки Якова», «Маланья» и другие.
Дети с удовольствием играют в эти игры на праздниках, развлечениях и на прогулках. Хороводы стали постоянным элементом развлечений, связанных с народными традициями.
Организуя праздники и развлечения, мы одновременно учим и воспитываем в наших детях нравственные, патриотические и культурные качества. Дети всегда ждут в детском саду новогодних, Рождественских праздников, праздника Масленицы, Пасхи. Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. Исходя из этого, нужно стремиться добиваться того, чтобы дети были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр и т. д. Сюжетно-ролевые игры, театрализация сказок, инсцениронание песен помогают ребенку проявить свои творческие способности или просто выразить свое внутреннее состояние и эмоции.
Еще один из видов музыкальной деятельности – песня, которая открывает перед ребенком красоту мира. Слушая музыку природы, которая является ключом к пониманию и переживанию красоты мелодии, дети эмоционально готовятся к хоровому пению. Важно добиться того, чтобы они различали, в окружающей их природе, звуки созвучные песне, которую будут исполнять.
И, тем не менее, главное – не только воспитать отдельный талант или развить его исполнительские качества, а в том, чтобы дети полюбили музыку, и она стала для них духовной потребностью и необходимостью.
Музыка – влиятельное средство в формировании духовно-творческой личности. Она всегда являлась самым чудодейственным, тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Но воспитать ребенка нравственно с высокими духовными качествами не возможно без тесной совместной работы с семьей. Здесь важна разъяснительная работа с родителями о роли музыки в жизни ребенка, влиянии на его нравственное, психическое и физическое здоровье.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений. Закончить освещение темы хочется словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.