Яна Рожкова
Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства
▼ Скачать + Заказать документы
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Музыкальный руководитель
Рожкова Яна Юрьевна
Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста средствами музыкального искусства» размещена в разделах
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в ослаблении нравственных ориентиров подрастающего поколения. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. В нравственном воспитании современных детей наметились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран компьютера, планшета или смартфона, с которого в жизнь ребенка теперь постоянно входят персонажи мультфильмов, ютуб роликов не всегда отличающиеся душевностью или нравственной чистотой.
В образовании детей дошкольного возраста больше внимания стали уделять познавательному развитию, подготовке ребят к школе. Родители покупают своим детям красочные энциклопедии. Водят на дополнительные занятия к педагогам-репетиторам, не жалея на обучение ни времени, ни денег. А вот на совместное чтение книг, прослушивание музыки, на прогулки, посещение театров, совместные игры и прочее времени свободного не остается. А кто же даст ему уроки нравственности? Кто научит его в первую очередь быть добрым, чутким, честным, справедливым? Значит, нам, педагогам, необходимо восполнить образовавшийся пробел в воспитании нравственных чувств детей и привлечь к этому родителей.
Музыкальное искусство оказывает важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор. Музыкальное искуство оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие детей : формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.
На музыкальных занятиях происходит формирования важнейших качеств личности. Так как материальные ценности продолжают вытеснять важнейшие проблемы воспитания, то это приводит к жизненным противоречиям. Отсюда - острая необходимость в воспитании патриотизма дошкольников на музыкальных занятиях, которое на основе отечественных произведений, русских песен, прибауток и т. д., будет воспитывать в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.
Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина - это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Музыкальное искусство является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека.
Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка:
• Музыкальные образы пробуждают чувства ребенка;
• Пение рождает способность переживать настроение, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях;
Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор;
• Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.
Ежегодно в нашем детском саду проходит ряд мероприятий, направленных на формирование духовно-нравственных ценностей. Условно их можно разделить на группы:
Праздники, посвященные семейным ценностям: день матери, 8 марта, день защиты детей и день семьи.
Календарно-обрядовые праздники: Рождество, Масленица, Пасха.
Праздники патриотической направленности: День Защитников Отечества, 9 мая.
В России праздник День Матери учрежден в 1998г. И в саду мы проводим этот праздник в концертной форме. На занятиях мы слушаем и исполняем песни про маму, беседуем о том, что значит мама для ребенка.
Весной празднуем международный женский день, где поздравляем не только мам, но и бабушек, сестер и всех девочек.
А вот в первый день лета мы отмечаем День защиты детей, который традиционно проходится с играми, забавами, танцами.
Традиция нашего сада – каждый год проводить праздник рождества в разных формах (театрализованное представление, колядки, беседы, игры и т. д.). Особый интерес у детей вызывают колядки, т. к. эта коллективная форма взаимодействия позволяет участвовать ребятам, независимо от их музыкальных и творческих способностей.
Для духовно-нравственного воспитания полезно использовать народные игры с пением и движением. Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное - через игру русская народная песня входит в быт ребенка. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку. К таким музыкальным играм относятся «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Заинька, выходи». Эти и другие игры используются ежегодно в веселом традиционном для нашего сада празднике – Масленица. Воспитатели и все специалисты детского сада принимают активное участие в проведении праздника: наряжаются в народные костюмы и сказочные образы. Присутствующие на празднике персонажи Баба-Яга, Скоморохи и другие, формируют понимание ребенка о национальном фольклоре, славянских календарных праздниках, героях русских сказок. Сохраняя традиции празднования масленицы на Руси, организованны состязание, звучит русская народная музыка. А в конце праздника всех детей угощают блинами.
В нашем детском саду ежегодно проводятся концерт, посвященный Дню Защитника Отечества. И обращается внимание ребенка на то, что 23 февраля – это праздник всех защитников Отечества, независимо от того, мужчина это или женщина. На музыкальных занятиях мы говорим об образе героя, начиная с героев былин (богатырей, заканчивая героями наших дней.
И ежегодные мероприятия ко Дню Победы. Это концерт, на которые приглашаются ветераны; сопровождение детей к памятнику; участие в конкурсах и фестивалях патриотической направленности.
В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать. Дети переживают, совершив тот или иной проступок, понимают его и стремятся быть лучше.
Последовательная, систематическая, хорошо организованная работа духовно-нравственного воспитания в нашем детском саду №17 способствует эстетическому и интеллектуальному развитию детей, развивает творческую и познавательную активность, учит осознанному отношению к восприятию музыки, другим видам искусства. Это наполняет детей радостью, открывает огромный мир добра, света, красоты и научит их творчески преобразовывать окружающий мир.
Приобщаясь к музыкальному наследию, ребенок познает эталоны красоты и морали, окунается в ценный духовный опыт многих поколений.
Закончить освещение темы хочу словами писателя Р. Роллана: «Музыка, подобно дождю, капля за каплей, просачивается в сердце и оживляет его». Музыкальное искусство это великая сила, влияющая на разум и душу ребенка.