Марина Мирошник
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной культуры
Духовно-нравственное воспитание детей средствами народной и православной культуры, на сегодняшний день, является актуальной темой. Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в обществе.
Одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание обучающихся на традициях русской, духовной культуры.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Темочки
Слово «традиция» пришло в русский язык из латинского и означает передавать. Т. е. традиция - это, в буквальном смысле, передача из поколения в поколение каких- то жизненных устоев. Передача из поколения в поколение. В культурно-историческом контексте традиционная передача не имеется в виду передача какого-то установления, порядка, а передача чего-то ценностно-значимого. И потому, можно было бы определить понятие традиция, как передачу ценностно-значимого в культуре, в жизни семьи, от поколения к поколению, от носителей культуры, к тем, кто ещё только приобщается, к тем, кто ещё только входит в неё.
В традиции духовно- нравственного развития человека компонентом традиционного уклада жизни являлись обычаи, т. е. нечто установившееся, сопровождаемое внешней атрибутикой, какими- то привычными зафиксированными действиями, нечто повторяющееся в жизни человека. Благочестивые обычаи в жизни русского народа известны издавна.
Перспектива в работе с детьми заключается в том, чтобы сформировать, чувство причастности к наследию прошлого. Ведь в основе человеческой культуры лежит духовное начало. Жизнь без духа, бездуховность никогда не была присуща русскому человеку и народу в целом, русской истории и культуре.
В народе всегда сильна была власть добра, справедливости, праведности, нравственности
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания её древности и величия, чтобы приобщиться к её истокам.
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.
Духовно-нравственное воспитание детей возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В процессе воспитательной работы необходимо решать такие задачи, как:
-повышать качество духовно-нравственного, гражданского и патриотического воспитания ;
-развивать традиции патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания ;
-знакомить детей с основами духовно-нравственных народных традиций русского народа и традиционного уклада жизни;
-формировать принципы здорового образа жизни у детей ;
-внедрять инновационные формы и направления воспитательной работы;
оказывать помощь семьям в решении проблем духовно-нравственного воспитания детей, организации и развитии просвещения родителей; - использование всех видов фольклора с учетом регионального компонента (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.);
-знакомить с русскими народными традициями, православными праздниками;
-усилить роли семьи в воспитании детей;
-формировать патриотические чувства и сознание детей на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранение и развитие чувства гордости за свою страну, край, город, лицей, семью;
-воспитывать личность гражданина-патриота, способного встать на защиту интересов страны.
Для решения поставленных задач необходимо:
-воспитание гражданина и патриота нашей Родины через изучение, символики, истории страны, жизни и деятельности выдающихся личностей;
-организация всестороннего изучения социальных, культурных, психологических особенностей детского возраста, их интересов и склонностей;
-обеспечение вариативности воспитательных систем;
-усиление значимости досугового компонента, создание условий для самовыражения детей;
-оказание содействия родителям в организации воспитания и обучения детей.
Конечно, воспитатели и педагоги могут столкнуться с такими трудностями, как:
- Потребность в инструктивных и методических материалах;
- отсутствие программ, пособий по воспитательно-образовательной работе с детьми дошкольного возраста и их семьями;
- знания педагогов получены лишь путем самообразования;
- необходимы разработки нормативно-правовой базы;
- подготовка кадров;
- отсутствие игр, игрушек и предметных пособий;
- отсутствие критериев определения уровня знаний дошкольников.
Воспитание дошкольников в русле духовно-нравственного воспитания является залогом будущего возрождения Святой Руси, фундаментом к процветанию и укреплению нашего народа. Поэтому вся наша работа должна быть направлена на оздоровление нравственной атмосферы в коллективе и семьях, с которыми мы работаем и возрождение духовно-нравственных традиций.