Оксана Сердюк
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народ
Один из путей достижения нравственного развития детей младшего дошкольного возраста проходит через прочтение художественной литературы, особенно хороши для этих целей русские народные сказки. Сказка несет в себе колоссальную информационную составляющую, передаваемую из поколения в поколение, а также формируется уважение к своим предкам. Сказка дает детям необходимую гамму переживаний, создает особенное, ни с чем несравнимое настроение, вызывая добрые и серьезные чувства, учит добру и справедливости.
Публикация «Консультация для воспитателей „Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
Использование сказок для формирования нравственных чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время, наблюдается искажение первоначального смысла произведений, превращающие сказочные действия из нравственно-поучительного в чисто развлекательные.
Формируя у детей первые нравственные представления, воспитатель стремиться привить детям чувство прекрасного, ведь, понятия этики эстетики в педагогическом процессе тесно взаимосвязаны.
Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе природе людях.
В своей деятельности с детьми мы используем следующие формы работы со сказкой:
- организация «комнаты сказок» со сказочным оформлением;
- чтение сказок и их пересказ;
- обсуждение поведения сказочных героев и причин их спехов и неудач;
- обыгрывание (инсценирование) произведения;
- настольный (кукольный, пальчиковый и т. п.) театр по произведению;
- рассматривание иллюстраций к произведению с комментариями;
- самостоятельная театрализованная деятельность;
- пополнение групповой библиотеки (центра литературы).
Также к работе по формированию нравственных качеств нужно подключить родителей. Проводить консультацию на тему : «Читайте детям сказки» или «Что можно почитать ребенку 3-4 лет?»
Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Например: сказки о животных помогут педагогу показать :
Как дружба помогает победить зло («Зимовье»)
Что зло наказуемо («Кот, Петух и лиса», «Заюшкина избушка»)
Как добрые и миролюбивые побеждают («Волк семеро козлят»)
Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки. Например, сказка «Репка» учит младших дошкольников быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает, что в лес одним ходить нельзя, сказка «Теремок» учат дружить. Страх и трусость высмеиваются в сказках: «У страха глаза велики,», хитрость в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка –сестричка и серый волк» и т. д.
После прочтения и обсуждения сказки с детьми, можно предложить ребенку придумать свой вариант оконцовки прочитанной сказки или задать вопрос: «А как бы ты поступил на месте Лисы?»
Таким образом, через народные сказки у педагогов есть возможность воспитать хорошо развитых, готовых к жизни во взрослом обществе детей, которые еще в детстве освоят социальные и нравственные нормы. И все-то будет базироваться на традициях родной культуры, которой так не достает порой в наши дни. В. А. Сухомлинский теоретически обосновал и подтвердил практикой, что сказка «неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем». По его мнению сказка благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине.