Венедиктова Юлия Рафаилевна
Консультация для воспитателей «Условия успешного речевого развития в ДОУ в условиях ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Речь – это средство передачи наших мыслей, потребностей человека.
Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. Поэтому условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач.
Проблема развития речи является одной из актуальных.
Условия успешного речевого развития.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Подробнее об этих условиях я вам расскажу
• педагоги могут побуждать детей обращаться ко взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями; а также, побуждать детей к речевому общению между собой.
• Педагог должен задавать детям больше открытых вопросов. Какие это вопросы? Которые подразумевают мыслительную деятельность ребенка. (На которые ребенок не сможет ответить да или нет)
Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога.
• Педагоги задают детям образцы правильной литературной речи:
Речь педагога — четкая, ясная, полная, грамматически правильная. В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.
• Педагоги должны контролировать правильное произношение, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (организуют звукоподражательные игры, используют чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);
• наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.
• Педагоги помогают ребенку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;
• знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.
Педагоги создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:
• формируют умение правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;
• помогают и контролируют умение формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.
• поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;
• организуют диалоги между детьми и со взрослыми.
• Уделяют специальное внимание развитию у детей понимания речи, упражняя детей в выполнении словесной инструкции.
В работе над развитием речи ребенка отлично помогают современные образовательные технологии такие как:
• Здоровье сберегающие технологии: такие как физминутки, подвижные игры, минутки настроения; пальчиковая гимнастика; некоторые приемы самомассажа отлично помогают для развития и совершенствования мелкой моторики рук. А, как известно, речь на кончиках пальцев.
• Игровые технологии такие как: дидактические игры с предметами, словесные игры, театрально-игровая деятельность, пальчиковый театр развивают и совершенствуют связную, монологическую и диалогическую речь ребенка.
• Метод наглядного моделирования
К методам наглядного моделирования относится мнемотехника. Разные педагоги по— разному называют эту методику: сенсорно-графическими схемами, предметно-схематическими моделями, блоками-квадратами, коллажем, схемой составления рассказа. Суть данной методики от этого не меняется.
Мнемотехника — это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Мнемотехника незаменима в речевом развитии детей.
Ещё, К. Д. Ушинский – известный русский педагог, в свое время сказал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Знакомить ребенка с мнемотехникой надо постепенно в игровой форме. Сначала показать ребенку мнемоквадрат, потом мнемодорожку, а потом мнемотаблицы.
Изображение, которое нарисовано в Мнемоквадрате, обозначает либо одно слово, либо простое предложение.
Мнемодорожки состоят из нескольких мнемоквадратов, изображение в каждом квадрате обозначает либо одно слово, либо словосочетание, и по ним уже составляются истории.
Мнемотаблицы — это уже следующий шаг за мнемодорожками. Суть таблиц такая же, как и у мнемодорожки, только изображений больше, поэтому стоит запомнить больший объем информации.
Но весь объем информации, который заложен в мнемотаблицах, очень легко усваивается, так как при запоминании работают одновременно и визуальное и слуховое восприятие.
Поэтому, когда ребенок смотрит на картинку и слышит слова, которые относятся к этой картинке, у него возникает взаимосвязь образов. Мозг запоминает эту взаимосвязь, и в дальнейшем, когда ребенок ассоциативно вспоминает по одному из образов, то мозг сразу же воспроизводит все ранее сохраненные образы.
Пример стихотворения с использованием мнемотаблицы.
Если правильно организовать предметно-развивающую среду, создать необходимые условия, то работа по развитию речи дошкольника обязательно будет эффективной, интересной и творческой не только детям, но и Вам, коллеги.
Спасибо за внимание!