Титова Наталья Анатольевна
Консультация для воспитателей «Требования к обобщению опыта работы педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила:
старший воспитатель
МБДОУ ДС № 16 «Тополёк»
Г. Николаевска – на – Амуре,
Хабаровского края
Титова Наталья Анатольевна
Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь доказывать уровень своей квалификации и профессионального роста. На сегодняшний день в системе дошкольного образования, педагоги имеют право выбора вариативных программ, методов воспитания и обучения и да же разработки авторских программ и методик. Данный аспект требует от педагогов постоянного самосовершенствования, трудовой активности, деловой инициативы и компетентности, наиболее полное использование их профессионального и творческого потенциала уровня профессиональной квалификации.
Публикация «Консультация для воспитателей „Требования к обобщению опыта работы педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Обобщение опыта работы
- Опыт работы, практика
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
Административный регламент предоставления государственной услуги по проведению аттестации педагогических работников краевых государственных и муниципальных образовательных учреждений определяет порядок проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности, на первую и высшую квалификационную категорию.
С порядком проведения аттестации педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность мы знакомились в октябре 2014г. (Приказ Министерства образования и науки Р. Ф. от 07.04.2014г. № 276, зарегистрированного 23.05.2014г. № 32408)
СЛАЙД 2. Как известно, каждый человек имеет потребность в самовыражении, в уважении и признании. На слайде вы видите, признание - это вершина пирамиды, к которой мы все стремимся, так как мы все хотим быть успешными в своей профессии, желаем признания своего профессионализма.
Уровень профессионально-педагогической квалификации определяется на основе экспертного оценивания продуктов профессионально-педагогической деятельности.
Экспертное оценивание качества реальных действий осуществляется через наблюдение действий педагога на уровне блока повседневных обучающих ситуаций, объединенных учебной темой, методической темой.
Экспертное оценивание качества методических разработок в виде учебных материалов, описаний различных организационных форм, методов, приемов и средств обучения, созданных педагогом в системе методической и научно-методической работы, осуществляется через работу с документацией. Таким образом, осуществляется в косвенном виде определение уровня теоретических, методических, психолого-педагогических и других базовых знаний педагога, использованных при реализации действий и создании продуктов.
Самообразование – важнейший фактор повышения профессионального уровня педагогов. Это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью.
Каждый педагог обязан в течение учебного года или другого достаточно длительного периода углубленно заниматься либо проблемой, в решении которой чувствует определенные затруднения, либо той, которая вызывает наибольший интерес.
Самообразование как постоянная деятельность педагога включает
• научно-исследовательскую работу по определенной проблеме;
• посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
• знакомство с работой своих коллег, обмен мнениями по вопросам организации педпроцесса, методики воспитания и обучения детей;
• разработку и апробацию системы работы по конкретному разделу программы воспитания и обучения;
• создание собственных методических пособий, атрибутов для детских игр и т. д.
Результатом самообразования может быть оформление передового педагогического опыта воспитателей.
СЛАЙД 3. Тема опыта работы обычно определяется интересом педагога к видам деятельности детей.
Педагог выбирает приоритетное направление в работе с детьми и проводит диагностику.
СЛАЙД 4. Потом подбирается соответствующая литература, составляются перспективные планы по углубленной работе с детьми в этом направлении и строится соответствующая развивающая среда в группе. Затем накапливается материал по данной проблеме, включая работу с детьми, родителями, взаимодействие с социумом
СЛАЙД 5. Последний этап работы – оформление своего опыта, к которому предъявляются определенные требования.
Требования к оформлению опыта вы видите на СЛАЙДЕ 6.
• Пояснительная записка, объясняющая актуальность.
• Цель и задачи опыта работы, его этапы.
• Результат опыта.
• Диагностический материал.
• Перспективное планирование.
• Конспекты занятий.
• Материал по работе с родителями.
• Материал по взаимодействию со специалистами ДОУ.
• Фотоматериал.
• Список используемой литературы.
Опыт работы может стать впоследствии и авторской программой или технологией, разработанной педагогом. Он может послужить основанием для повышения квалификации категории педагога.
Волобуева Л. М. выделяет три основных подхода к трактовке передового педагогического опыта :
1. Как образец хорошей работы, дающей высокие результаты по сравнению с другими педагогами.
2. Как деятельность, в которой воплощена в жизнь опытно-экспериментальная работа, выводы научных исследований и благодаря этому достигаются принципиально новые результаты.
3. Как новаторство с его творческими находками, открытие нового, оригинального знания.
Корепанова М. В. предлагает следующие формы ППО:
• педагогические дневники;
• тезисы или конспекты выступлений на совещаниях и др;
• статьи в педагогических изданиях;
• доклад;
• брошюра;
• монография;
• методические разработки планов и т. п., где содержатся пути решения педагогом конкретно-воспитательных задач.
Структура описания опыта работы и требования к ее оформлению.
Титульный лист – 1-ая страница квалификационной работы. В верхней части страницы указывается полное наименование образовательного учреждения; по центру – название реферата, которое должно быть конкретным, отражать суть работы. Не допускается неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов…», «К вопросу о…», «Материалы…». Ниже справа – ФИО, должность, защищающего опыт работы; в нижней части по центру – место и год выполнения работы.
Содержание работы – 2-ая страница, в которой приводятся все заголовки опыта работы, указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки страницы должны точно повторять заголовки в тексте. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности, соподчиненности по сравнению с заголовками в тексте нельзя.
Введение – очень ответственная часть работы, где обосновывается актуальность выбранной темы. Освещение актуальности должно быть немногословным, достаточно показать главное – суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы. Проблему часто отождествляют с вопросом, т. е. с положением, которое нужно разрешить. Считается, что проблема – это точный вопрос, только наиболее важный и сложный.
От формулировки проблемы необходимо перейти к формулировке цели, указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с поставленной целью. Это делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить… и т. д.).
Формулировки задач нужно делать как можно более тщательно, так как описание их решения должно составлять содержание глав реферата. Это важно и потому, что заголовки таких глав рождаются именно из формулировок задач квалификационной работы.
Теоретическое обоснование – в этой части дается анализ научно-педагогической литературы, отражающей состояние выбранной проблемы. Выбор литературных источников должен быть аргументирован. Теоретические положения должны помочь обоснованию предпосылок их реализации на практике.
Практическая часть - здесь необходимо показать становление самого опыта, описать его в движении, выявить трудности и препятствия, возникающие на его пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального.
Заключение - важно отразить достигнутые результаты. В этой части показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы.
Литература – в списке литературы указываются
- фамилия и инициалы автора (если несколько, то указывается один «и др.»);
- полное и точное название книги без кавычек, ставят точку;
- после тире, место издания (М. – Москва, полностью названия других городов);
- год издания без слова «год».
Приложения, где размещаются материалы, уточняющие текст опыта работы, какие-то данные, примеры и т. д. Приложения группируются и нумеруются, например: «Приложение 1».
Главная задача обобщения ППО заключается в том, чтобы раскрыть способы, приемы, посредством которых педагогом найдено эффективное решение профессионально значимых задач, носящих проблемный характер, важно определить, почему таким образом действовать лучше и как это влияет на развитие ребенка.