Татьяна Мамаева
Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Одни дети с ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ с самого начала требуют постоянного внимания со стороны воспитателя, психолога и других специалистов дошкольного учреждения. Это в первую очередь дети гиперактивные, агрессивные, а также с нарушением во взаимоотношении как со сверстниками, так и взрослыми. Но есть и такие дети, которые не сразу привлекают внимание воспитателя, да и родители не считают особенности таких детей значимой проблемой. Речь идёт о так называемых тревожных и застенчивых детях.
Публикация «Из опыта работы педагога-психолога ДОУ с детьми с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Опыт работы, практика
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В эту категорию входят дети, которые чувствуют дискомфорт при необходимости вступать в контакт со сверстниками и взрослыми, за исключением узкого круга близких людей, не уверены в своих силах, не способны ориентироваться в человеческих отношениях, испытывают разнообразные страхи и опасения, частью реальные, а частью вымышленные. Такие дети постоянно находятся в ожидании неудачи или неприятности, пребывают в состоянии непрерывного напряжения, граничащего со стрессом.
Основная трудность работы с такими детьми заключается в том, что их особенности долго остаются незамеченными. Только грамотное воздействие всех педагогами ДОУ и родителями ребёнка может дать значительный положительный эффект.
Моя основная задача направлена непосредственно на развитие эмоциональной сферы детей т. е. научить детей понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, по интонации. Помочь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Развить способность к дифференциации эмоциональных состояний т. е. умение соотносить и изображать их. Воспитать умение адекватно реагировать в различных бытовых, учебных ситуациях. Развитие мимики и пантомимики.
В общем виде схема конструирования индивидуального образовательного маршрута выглядит следующим образом:
1. Сбор информации (о ребенке изучение медицинской карты, диагноза так и о семье ее состав, характер взаимоотношений в семье).
2. Определение уровня развития ребенка (диагностическое обследование).
Для диагностики я применяю следующие методики:
• Методика "Паровозик" (Выявление тревожности у дошкольников)
Методика позволяет определить особенности эмоционального состояния ребё нка: нормальное или пониженное настроение, состояния тревоги, страха, удовлетворительную или низкую адаптацию в новой или привычной, социальной среде. Наряду с полученным индивидуальным результатом можно определить и общий психологический климат в группе.
• Методика «Лесенка»
Данная методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
• «Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)»
Определение уровня тревожности ребенка.
3. Предусматривается участие родителей, педагогов.
Воспитателям выдаются рекомендации.
• «Тревожный ребёнок в группе»
• «Детская нервозность»
• «Особые дети»
Также запланированы тренинги:
• «Комфортное общение»
• «Игры и упражнение с агрессивными и тревожными детьми»
• «Взаимодействие дошкольного учреждение и семьи»
Также проводиться индивидуальное консультирование родителей:
• Детские страхи
• Детские капризы
• Поможем ребёнку справиться с тревожностью, агрессивностью и т. д.
Предоставляется стендовая информация:
• Эмоциональные особенности детей с ОВЗ.
• Игры и этюды на осознание основных эмоций и т. д.
4. Составление плана индивидуального образовательного маршрута.
Результаты диагностики доводятся до сведения руководителей детского сада и педагогов, работающих с детьми этого возраста, с целью разработки плана совместных действий по осуществлению индивидуальной коррекционной работы. Намеченная работа по созданию образовательного маршрута осуществлялась на основе программы детского сада и рекомендуемых образовательных программ, авторских технологий и практического опыта специалистов, работающих в условиях интеграции. Практика показывает, что одной программы бывает недостаточно для реализации образовательных, социальных задач по развитию ребенка в рамках индивидуального маршрута развития.
5. Проведение индивидуальной коррекционной работы по плану индивидуального образовательного маршрута.
С учётом выявленных индивидуальных особенностей детей каждой конкретной группы - продолжительность, структура, объем, и содержание индивидуальной коррекционной работы могут и должны изменяться в соответствии с возможностями и способностями детей, гибко приспосабливаясь к конкретной ситуации. Индивидуальную коррекционную работу рекомендуется проводить не реже 1 раза в неделю. Индивидуальная коррекционная работа проводятся в форме мини-тренингов с применением арт-техники, рассматриванием рисунков, через игровые ситуации.
6. Повторная психологическая диагностика детей.
По завершении каждого этапа коррекционной работы проводится мониторинг ее эффективности, который позволяет проанализировать динамику развития обучающихся, наметить пути дальнейшей работы с ними.
Индивидуальный цикл в данном случае - это чередование циклов занятий следующих авторов:
• Панфилова М. А. Игротерапия общения.
• Костина Л. М. Игровая терапия с тревожными детьми.
• Смирнова Т. П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей.
• Алябьева Е. А. Психогимнастика в детском саду.
Вводная часть:
Включает в себя приветствие и разминку, что позволяет сплотить детей, создать атмосферу группового доверия и принятия. Настраивает на продуктивную групповую деятельность. Вызывает здоровое эмоциональное возбуждение, бодрое настроение.
Основная часть.
Состоит из 2-4 упражнений (упражнения и приёмы направленные на решение задач занятия). Позволяет развить познавательные процессы детей. Углубляет понимание основных эмоциональных состояний. Активизация эмоционального словаря детей. Развитие способности к вербализации экспрессивных признаков и ситуации проявления того или иного эмоционального состояния. Формирование социальных навыков.
Заключительная часть:
Включает в себя рефлексию (рисунки, коллажи, беседы); и ритуал прощания.