Татьяна Гурьева
Эссе на тему «Из опыта работы молодого педагога-психолога»
▼ Скачать + Заказать документы
Скоро будет восемь лет с тех пор как я начала работать с детьми и почти год с несовершеннолетними. За это время перед глазами прошла сотня детей и подростков с разными судьбами, но с почти одинаковой пустотой в душе и злостью в сердце.
Перед приходом в приют я работала в детском саду. И сейчас понимаю, как похожи дети, у которых есть родители и те, у которых их нет. У современных детей родители постоянно работают. Они приводят детей в детский сад к семи утра и забирают их в семь часов вечера. Им, так же как и детям приюта не хватает тепла, любви и простой человеческой ласки, простой человеческой любви, за которой они приходят к психологу. Да, психолог, знающий все особенности психического развития ребенка, способен принять его, но никогда этому специалисту, в частности мне не заменить ребенку родителей.
Публикация «Эссе на тему „Из опыта работы молодого педагога-психолога“» размещена в разделах
Часто вспоминается первый этап работ в приюте, на мой взгляд, самый сложный. Помню, как скрывала от знакомых, что работаю психологом в приюте для детей и подростков, оставленными родителями, с беспризорными несовершеннолетними детьми. А когда они все-таки узнавали, то получала язвительный вопрос: «Ты! Воспитываешь? Да ведь по ним тюрьма плачет!». Как правило, я молчала, потому что знала, что плачут только они – дети! Плачут ночью в подушку с чистой наволочкой, которые многие, в приюте, видели впервые в жизни.
Я помню своего первого воспитанника. Это был Илья. Илье было 12 лет, когда его привезли в приют, дома отец и мать – пьяницы. До этого времени Илья успел попробовать наркотики, дышать клеем. Помню первую встречу, когда я зашла к нему в приемное отделение и попросила со мной поговорить, рассказать о себе. Было много жаргона, блатных ухмылок. Это был мой первый опыт, контакт. А дальше мои переживания, а вдруг я сделаю что-то не то в тот момент, когда ребенку нужна моя помощь. Илья стал рассказывать о себе и о своей жизни. Его тон при разговоре стал понемногу меняться. Ушел тот жаргонный говор. Ему первый раз удалось встретить взрослого человека, которому он был интересен, который не лицемерил ему о том, что в его жизни все будет хорошо, а вместе с ним учился жить в том, что досталось, жить так, чтоб оставаться человеком.
Оглядываясь назад, я понимаю, что сделала то, что считала нужным, я оказала поддержку и приняла человеческое участие в жизни маленького человека. Для него это был первый опыт принятия его, как личности. И хочется верить, что этот недоверчивый ребенок никогда и ни за что не допустит, чтобы и его ребенок оказался в приюте. Когда мне удавалось помочь воспитаннику, я получала удовольствие, но в то же время было грустно. Хорошо оттого, что смогла помочь, смогла растопить ледяные глыбы в душе маленького человека. А грустно потому, что у меня-то все «здорово» : я после работы собралась и ушла к себе в свой чистенький, светленький и правильный мирок, а дети остались тут в приюте, и как бы им не захотелось уйти, их нигде и никто не ждет.
Когда я пришла на работу, мне многое казалось незнакомым, даже иногда непонятным. Но мне помогли мои новые коллеги – психологи. Они меня многому учат, подсказывают, как себя правильно вести в той или иной ситуации, делятся методиками, наработками, которые они используют в своей работе.
Оглядываясь назад, я вспоминаю что, при поступление на работу я испытывала некоторые трудности – это, конечно был страх в первую очередь. Очень было страшно переходить на новую, незнакомую работу. Перейти от дошкольников к подросткам для меня был ответственный шаг. А во-вторых, некоторые методики, которыми пользуются мои коллеги, были для меня не знакомы («HAND-test», Сонди). Но меня многому учат мои коллеги – психологи, я ощущаю их поддержку, их советы, применяю новые знания на практике.