Алена Хохлова
Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста посредством ознакомления с неживой природой».Педагогический проект.
Цель: создать условия для формирования основ целостного мировидения детей старшего дошкольного возраста средствами эксперимента, способствовать развитию познавательной активности, любознательности.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Публикация «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
1. Формирование у детей дошкольного возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств;
3. Расширение перспектив развития поисково-познавательной деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
4. Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности.
Этапы и сроки реализации проекта:
I - подготовительный с 15 сентября по 1 октября 2014г. : определение цели, задач проекта; постановка проблемы.
II - основной (практический) с 1 октября 2014г. по 30 мая 2015г. : занятия-исследования, практическая работа детей, работа с родителями.
III - заключительный: подведение итогов.
Участники проекта: дети и воспитатели старшей группы
Ожидаемые результаты:
1. Научить детей видеть и выделять проблему;
2. Принимать и ставить цель;
3. Решать проблему;
4. Анализировать объект или явление;
5. Выделять существенные признаки и связи;
6. Осуществлять эксперимент;
7. Делать выводы;
8. Фиксировать этапы действий и результаты графически.
Проведя мониторинг, направленный на выявление знаний детей об объектах, предметах окружающего мира, об их взаимосвязях и взаимодействии, обратила внимание на то, что познавательная активность детей не достаточно высока. Дети не проявляли любознательности, исследовательского интереса к миру живой и не живой природы, предпочитая другие виды деятельности.
Результаты мониторинга:
Высокий уровень– 12%
Средний уровень – 35 %
Низкий уровень - 63%
Работу над проектом я начала с создания условий. В группе была создана мини – лаборатория. Материалы лаборатории объединены по разделам: «Вода-волшебница», «Звук», «Магниты», «Свет и тень», «Химия на кухне», «Электричество», и расположены в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
Совместная деятельность с детьми в детской лаборатории организовывалась один раз в неделю по 25-30 минут. Работа проводилась подгруппами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Во время занятия проводились один-два эксперимента. Игры-экспериментирования имели следующую структуру:
- мотивация, постановка проблемы;
- выдвижение предположений, вопросы детей;
- проверка гипотезы;
- подведение итогов, вывод;
- фиксация результатов.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников использовались различные стимулы:
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- ситуация выбора;
- познавательный мотив (почему так).
Подборку практического материала разделила по блокам. Это позволило мне легко ориентироваться в материале при выборе тем, конкретных опытов для планирования содержания практической деятельности и организации развивающей среды, а так же разработать перспективный план (из расчета-одно занятие в неделю)
Вода и ее свойства
Сентябрь
«Робот и Пушистик знакомят с лабораторией» «В гостях у капельки» (три состояния воды)
«Пар – что это?» «Откуда берется дождик?»
Октябрь «Вода–растворитель»
«Очищаем воду» «Распустившийся цветок»
«Водяная мельница» «Тонет не тонет»
«Почему не тонут айсберги?» Итоговое занятие «Путешествие капельки»
Воздух
Ноябрь «Воздух существует?»
«Что легче: воздух или вода?» «Откуда берется ветер?» «Что будет, если воздух нагреть?»
«Живая змейка» Итоговое занятие «Дрессированные изюминки»
«Волшебный стакан»
Магнит и магнетизм
Декабрь «Что такое магнит?»
«Магнит притягивает» «Что такое магнитное поле?»
«Измеряем силу магнитного поля» «Когда магнит теряет свои свойства?» Итоговое занятие
«Фокусы с магнитом»
Свет и тень
Январь «Живые тени»
«Волшебные стеклышки» «Уличные тени»
«Изготовление солнечных часов» «Солнце дарит нам тепло и свет»
Звук
Февраль «Почему все звучит?» «Как сделать звук громче?»(изготовление рупора) «Изобретаем телефон» «Звуковой огнетушитель»
Химия на кухне
Март Опыт с солью «Магические кристаллы» «Мы – шпионы» (невидимые чернила) «Свеча из апельсина» «Некоторые жидкости не смешиваются»
Электричество
Апрель «Электризация тел» «Чудо– прически»
«Как увидеть и услышать электричество?» «Батарейка из лимона» «Собираем радио»
Все обо всем
Май «Как появляются горы?»
«Извержение вулкана» «Пещеры. Выращиваем сталактиты и сталагмиты» «Почему в космос летают на ракете?» Открытое занятие «Все обо всем»
При организации работы по экспериментированию использовались различные формы:
-непосредственно образовательная деятельность
-чтение художественной литературы
-опыты
-беседы
-развлечения
Экспериментальная деятельность продолжалась во время наблюдения на прогулке:
-рассматривание снежинок через увеличительное стекло
-рассматривание сосулек
-замораживание воды
-наблюдение за воздушным шаром на морозе и в группе
-определение направление ветра
-наблюдение за срезом срубов
-что быстрее высохнет после дождя: камень или дерево
-сравнение намокаемости тканей разной фактуры и т. д.
Вопросы, задаваемые детям, носили поисковый характер, развивали умение выдвигать гипотезы.
В процессе экспериментирования так же большое значение имело художественное слово (загадки, потешки, стихи, авторские рассказы, которое помогало организовать и заинтересовать детей.
Во время совместного экспериментирования мы с детьми ставили цель, совместно с ними определяли этапы работы, делали выводы. В ходе деятельности учили детей выделять последовательность действий, отражать их в речи при ответе на вопросы типа: Что мы делали? Что мы получили? Почему? Фиксировали предположения детей, помогали им схематически отразить ход и результаты опыта. Предположения и результаты эксперимента сравнивались, делались выводы по наводящим вопросам: О чем вы думали? Что получилось? Почему? Мы учили ребят находить сходства и различия между объектами. По окончании серии экспериментов мы обсуждали с детьми, кто из них узнал что-то новое, зарисовывали схему общего эксперимента. В процессе экспериментирования дети убеждались в необходимости принимать и ставить цель, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и стороны, сопоставлять различные факты, выдвигать предположения и приходить к выводу, фиксировать этапы действий и результаты графически.
Дети активно участвовали в предложенных экспериментах, охотно самостоятельно действовали с предметами, выявляя их особенности. Они проявили желание экспериментировать дома: исследовать различные предметы быта, их действие, что выяснялось в беседах с родителями и детьми. Некоторые дети совместно с родителями ход и результаты экспериментов, проводимых дома, зарисовывали в своих тетрадях. Затем мы вместе со всеми детьми обсуждали их работы.