Лучший педагог года

Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование»

Юлия Кренева
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование»
▼ Скачать

Разрешите привести слова К. Е. Тимирязева

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел».

Перед государством, школой, детским садом и родителями стоит задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно! – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование“» размещена в разделах

Поэтому на современном этапе все больше внимания уделяется практической поисково-исследовательской деятельности, так как развитие и активность мышления обнаруживаются лишь там, где есть возможность и потребность преобразовать способ практического действия и его предмет в соответствии с содержанием знания.

Поисково-исследовательская деятельность зарождается в дошкольном детстве. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование как форма этой деятельности.

Что же такое экспериментирование…

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Эксперименты бывают :

• индивидуальные или групповые

• однократные или циклические (цикл наблюдений за водой, за ростом растений, помещённых в разные условия и т. д.)

Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Таким образом, исследовательское поведение для дошкольников – главный источник получения представлений о мире.

Целью нашей работы по организации поисково-исследовательской деятельности является:

Развитие познавательных интересов, потребности в самостоятельной поисковой деятельности на базе обогащенного и сформированного эмоционально-чувственного опыта.

Задачи заключаются в следующем:

1. Вызвать у детей интерес к поисковой деятельности.

2. Учить видеть и выделять проблему эксперимента, ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.

3. Развивать личностные свойства — целеустремленность, настойчивость, решительность.

Я хочу познакомить вас с некоторыми правилами при выборе темы поисково-экспериментальной деятельности :

1. Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать его.

2. Тема должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования (ребенок должен раскрыть лучшие стороны своего интеллекта, получить новые знания, умения, навыки).

3. Педагог должен разрабатывать любое занятие, точно сформулировать вопросы, задачи, последовательность действий так, чтобы каждый ребенок мог действовать осмысленно.

4. Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.

5. Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Дети младшей, средней, а иногда старшей группы не способны концентрировать собственное внимание на одном объекте долговременно, поэтому следует стремиться к тому, чтобы первые исследовательские опыты не требовали длительного времени.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к экспериментальной деятельности рекомендуется оформить и оборудовать в группе «уголок экспериментирования». Материалы, находящиеся в «уголке», распределяются по разделам:

- приборы – помощники: увеличительные стекла, весы, микроскоп, песочные часы, компас, магниты;

- разнообразные сосуды из различных материалов;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил;

- утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы;

- технический материал: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора;

- медицинский материал: пипетки, колбы, мерные ложки, щипцы, деревянные палочки;

- разнообразные коллекции, карточки – схемы проведения опытов, дневники экспериментаторов;

- прочие материалы: воздушные шары, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла.

На этом слайде, хочу представить вашему вниманию мини лабораторию, которая находится в методическом кабинете, но вы все можете ей безпрепядственно пользоваться.

Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое мы активно используем, — опыты. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности. Опыт — это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях.

В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

На примере группы «Почемучки» хочу вам продемонстрировать организованную экспериментальную деятельность с помощью наших новых материалов.

Очень важно, что в процессе проведения опытов задействован каждый ребенок.

Еще одной формой познания дошкольниками окружающего мира является наблюдение.

Для того чтобы наглядно проследить изменения в живой и неживой природе, происходящие от сезона к сезону, мы используем различные модели календарей наблюдений.

Таким образом можно сделать вывод, что деятельность экспериментирования имеет огромный развивающий потенциал: с ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок.

Детское экспериментирование «Синьор-помидор». ФотоотчетДетское экспериментирование «Синьор-помидор». Фотоотчет Ежегодно в нашем детском саду проводится смотр-конкурс мини-огородов "Огород на подоконнике". Каждая группа старается чем-то удивить жюри.

Детское экспериментирование в детском саду. связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Все исследователи экспериментирования в той или иной форме.

Детское экспериментирование в старшей группе ДОУ На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации.

Консультация для педагогов «Детское экспериментирование — средство интеллектуального развития дошкольников» Экспериментирование является одним из ведущих методов формирования познавательной сферы дошкольников. Слово "эксперимент"произошло от греческого.

Консультация для воспитателей «Детское проектирование как мотивация к познанию» Консультация для воспитателей Детское проектирование как мотивация к познанию Детская субкультура – огромный мир, живущий по своим законам.

Памятка для родителей «Детское экспериментирование»Памятка для родителей «Детское экспериментирование» Памятка для родителей «Детское экспериментирование» При организации исследовательской работы с детьми должны соблюдаться определённые правила:.

Мастер-класс для воспитателей «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Тема: «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания» Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства педагогов.

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться.

Рекомендации для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей «Детское экспериментирование» Консультация для родителей: «Детское экспериментирование» Живут на свете дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование»
Опубликовано: 19 ноября 2015 в 12:58
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование»» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кренева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД