Татьяна Григоренко
Консультация для воспитателей «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
▼ Скачать +Заказ
Известно, что дети очень любят задавать вопросы. Именно вопросы являются показателем наличия у детей любознательности, интереса к познавательной деятельности. Эти качества просто обязан всячески поддерживать и развивать воспитатель.
Познавательно-исследовательская деятельность дошкольника проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или в исследованиях вербального характера – вопросах, которые ребенок задает взрослому
Публикация «Консультация для воспитателей „Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В процессе активной познавательно-исследовательской деятельности ребенок расширяет представления о мире, овладевает видовыми, причинно-следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими соединять отдельные представления в целостную картину.
Экспериментальная деятельность является, наряду с игровой, ведущей деятельностью дошкольника. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как, что будет, если и т. д, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Проблему развития познавательной активности дошкольников широко исследовали педагоги и психологи: С. Л. Рубинштейн, Н. Н. Поддьяков, Л. И. Божович, Б. Г, Ананьев, М. Ф. Беляев, О. В. Афанасьева, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохина. Авторы определяют дошкольный возраст как сензитивный для развития познавательной активности, выделяя её основные этапы формирования – любопытство, любознательность, познавательный интерес. Методические рекомендации по развитию познавательной активности с использованием экспериментирования встречаются в трудах разных авторов (Л. М. Маневцовой, О. Л. Князевой, А. И. Савенкова, С. Н. Николаевой, А. К. Матвеевой и др., которые предлагают организовать работу таким образом, чтобы дети могли повторить опыт, показанный взрослым, наблюдать и отвечать на вопросы, используя результат опытов.
Исследования В. В. Гербовой, О. В. Дыбиной, С. А. Козловой, Т. С. Комаровой, В. И. Логиновой, А. И. Ивановой, личности Т. А. Куликовой, Л. М. Маневцовой, Н. К. Постниковой и др. показали, что дети дошкольного возраста могут усвоить знания об объектах живой и неживой природы, об окружающих предметах, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой, изобретательной деятельности.
Таким образом, анализ научных и педагогических исследований показывает, что экспериментирование является средством познания ребенком окружающего мира, основным условием познавательной активности дошкольников и предпосылкой формирования готовности личности к непрерывному образованию.
Работа воспитателя по развитию исследовательской активности должна строиться по принципу партнерского взаимодействия - сотрудничества взрослого и ребенка. При таком сотрудничестве взрослый действует наравне с детьми, которые получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.
Удивление может стать детонатором детского исследования. Простое любопытство, выдвинутая кем-то проблема или просьба. Для поддержания интереса к экспериментированию можно давать задания детям, в которых проблемные ситуации моделируются от имени куклы. В уголках могут жить персонажи реальных сказок, например, Незнайка, Знайка и проч., или созданные вместе с детьми.
В нашей лаборатории живет Мудрая Тетушка Сова. Это дидактическая авторская игрушка, помогающая вызвать интерес к объектам исследования. Для поддержки интереса к экспериментированию и повышению познавательной активности некоторые проблемные ситуации формулируются от имени этого персонажа, который вместе с детьми участвует в опытах и экспериментах, он приносит ребятам интересные вещи и задания, удивительные истории.
Вместе с героями дети составляют правила работы с различными материалами в уголке экспериментирования. Они могут быть в стихотворной форме. В нашем случае это знаки – символы: глаз – «смотри внимательно», ухо – «слушай воспитателя», кран с водой – «вымой руки после экспериментирования», руки – «не трогай ничего без разрешения взрослого».
Материал в уголке целесообразно размещать по разделам. Для каждого из них можно придумать вместе с детьми условные обозначения, что позволит быстро находить необходимые им материалы.
Организация поисково–познавательной деятельности идет по трем взаимосвязанным направлениям, каждое из которых представлено несколькими темами.
• Неживая природа (воздух, вода, почва, электричество, звук, вес, цвет, свет, магнитизм)
• Живая природа (характерные особенности сезонов в разных природно-климатических зонах, многообразие живых организмов как приспособление к окружающей среде.)
• Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства, преобразование предметов.)
Все темы усложняются по содержанию, задачам, способам их реализации.
Так, например, если в младшей группе, когда проводя опыты с водой, мы знакомим детей с тем, что она прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, то в старшей, подготовительной группе ребята узнают о повышении уровня воды, ее испарении, процессе конденсации, силе воды (водяная мельница, изменении объема жидкости при замерзании, фильтрование воды (разными способами).
С подробными описаниями экспериментов по разным темам, возрастам с перечнем программных содержаний и необходимых материалов можно познакомиться в пособии «Неизведанное рядом» (занимательные опыты и эксперименты для дошкольников) О. В. Дыбиной, Н. П. Рахмановой, В. В. Щетининой.
Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста «Ребенок в мире поиска» под редакцией О. В. Дыбиной также может стать помощником при определении содержания работы по данному направлению.
При планировании поисково-познавательную деятельность, воспитатель должен найти какое-либо событие, позволяющее поставить вопрос для исследования, способное заинтересовать детей. Это могут быть реальные события, происходящие в данный момент в природе или общественной жизни или событие, специально смоделированное – внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям (магнит, коллекция минералов и т. п.). Это так же может быть событие, происходящее в художественной литературе или в жизни группы. Для нашей группы поводом для одного из опытов стало то, что было замечено, что дети едят снег. Для решения этой проблемы и был сформулирован и реализован проект «Почему нельзя есть снег», одним из мероприятий, вошедших в него, стал опыт с таянием снега и определением степени загрязненности талой воды.
Воспитатель ставит вопросы, побуждающие к исследованию, отталкиваясь от этого события. Каждый вопрос обращает детей к определенному факту, условиям возникновения какого-то явления, заставляет их сравнивать – различать и соединять эти факты и явления, устанавливать возможные связи между ними, вместе с детьми обсуждает их идеи, предположения, предлагает свою версию. Проверку могут дети провести самостоятельно парами или микрогруппами, или же воспитатель может сначала сам провести демонстрационный опыт.
Познавательно-исследовательская со взрослым дает импульс для свободной самостоятельной деятельности детей, способствует их собственным исследовательским поискам.
Главная задача педагога научить ребенка к моменту поступления в школу:
• Выделять и определять проблему, которую нужно решить;
• Предложить возможные решения;
• Проверить эти решения исходя из данных;
• Сделать выводы в соответствии с результатами проверки;
• Применить выводы к новым данным;
• Делать обобщения.
Но каким бы талантливым и заинтересованным и компетентным не был воспитатель, но ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Поэтому задача педагога - убедить родителей признать права ребенка на собственную точку зрения, научить их прислушиваться к мнению детей, реагировать на их радости и печали, поддерживать познавательный интерес, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное.
«Самое лучшее открытие то, которое ребенок сделает сам» - Ральф У. Эмерсон.
Поисковая деятельность развивает творческое самостоятельное мышление, радость самостоятельных открытий. «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира», - писал Сухомлинский.
Следовательно, совершенствовать воспитание личности ребенка необходимо через обогащение его образами окружающего мира.