Саглара Горяева
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Мы, педагоги с тревогой замечаем, что многие дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не могут поддержать беседу, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в себе. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие речи дошкольников посредством малых форм фольклора“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек. Ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, малые произведения народного творчества практически не используются в дошкольном возрасте.
Поэтому одним из важных направлений профессиональной деятельности считаю формирование коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста через использование малых фольклорных форм.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Малые фольклорные произведения используются в НОД, на праздниках и развлечениях, в театрализованной деятельности, музейной педагогике, в режимных моментах, в организации двигательной активности дошкольников.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем у него интонационную выразительность.
Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления об их переносном значении. Они помогают детям усвоить звуковой и грамматический строй калмыцкой речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее. Разгадывание загадок развивает способность дошкольников к анализу, обобщению.
Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
При выборе малых фольклорных форм важно, чтобы они были доступны детскому восприятию и содержали основные общечеловеческие ценности и ориентиры.
Горяева Саглара Сергеевна,
воспитатель группы №4 «Зара»