Марина Тарасенко
Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №6 «Светлячок»
П Р О Е К Т
ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ».
«Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью. Это – детский фольклор».
Г. С. Виноградов.
Воспитатель высшей категории
Публикация «Проект „Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
Тарасенко М. А.
Краснознаменск 2014.
Название проекта «Развитие речи дошкольников посредством
малых фольклорных форм»
Тип проекта творческий, игровой
Ф. И. О. разработчиков Тарасенко Марина Алексеевна
Название образовательного
Учреждения МБДОУ № 6 «Светлячок»
Опыт использования старший и подготовительный возраст
Проблемная ситуация
- Недостаточное использование малых форм фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста;
- Односложная, состоящая из простых предложений речь;
- Бедность речи, недостаточный словарный запас;
- Бедная диалогическая речь;
- отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи.
- Плохая дикция.
Цель проекта : Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения з языком своего народа.
Задачи:
- Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество;
- Определить основные методы и формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей; их комплексное использование.
Форма организации групповая
Количество участников число детей в группе
Состав участников одногрупный
Ведущая деятельность познавательная, творческая
Время работы проекта среднесрочный
Используемые технологи
- Ушакова О. С. – Развитие речи дошкольников.
- Лыкова - Изобразительная деятельность в ДОУ.
- Князева О. Л., Маханева М. Д. – Приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Форма продуктов проектной деятельности
- Занятия;
- Беседы;
- Фольклорные игры;
- Театрализованная деятельность;
- Выставка детских рисунков;
Предметная область межпредметная
(«познание», «коммуникации», «художественное
творчество», «чтение художественной лит-ры»)
Проектные мероприятия
1. Обогащение предметно-пространственной среды предметами народного быта и творчества;
2. Включение фольклора в режимные моменты;
3. Подбор художественной литературы фольклорного содержания с яркими и интересными иллюстрациями;
4. Создание авторских (детских) иллюстраций по мотивам пословиц, считалок, небылиц, песенок, закличек.
5. Разучивание народной словесной игры «Аюшки»
6. Театрализованная деятельность на сюжеты малых фольклорных форм.
7. Занятие «Жили-были дед и баба»
8. Итоговое мероприятие – фольклорный праздник «Использование устного народного творчества в приобщении детей к истокам русской народной культуры».
В результате проекта
- у детей сформирован интерес к фольклору, обогащен словарный запас детей. Дети используют потешки и приговорки в С. Р. И., самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок.
- Повышен уровень речевого развития дошкольников путем совокупности использования малых фольклорных форм на занятиях и в беседах, а также систематической и не регламентируемой деятельности вне занятий;
- У родителей также замечен повышенный интерес к использованию разных форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Работа над проектом способствовала
- Развитию умения изображать устное народное слово в художественных образах;
- Представлять сказочные образы и вести диалог на заданную тему, используя народную лексику;
- Уметь работать в группе, советоваться, оценивать друг друга, отстаивать свое мнение.
Описание проекта
1 ЭТАП - подготовительный.
Постановка цели и задач. Разработка стратегии и реализации проекта. Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
2 ЭТАП - основной.
Работа в соответствии с проектными мероприятиями :
- Рассматривание иллюстраций к малым фольклорным формам, придумывание загадок, разъяснение пословиц и поговорок. Работа с чистоговорками. Заучивание малых фольклорных форм.
- Разучивание словесной игры «Аюшки».
- Театрализованная деятельность по мотивам м. ф. ф.
- Занятие «Жили-были дед и баба»
- Продолжение знакомства с небылицами.
- Привлечение родителей к созданию иллюстраций на темы м. ф. ф. и придумыванию небылиц.
3 ЭТАП - заключительный.
Проведение фольклорного праздника «Использование устного народного творчества в приобщении детей к истокам русской народной культуры».
Используемая литература:
1. Лыкова - Изобразительная деятельность в детском саду.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. - Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство-пресс, 1999.
3. Ушакова О. С. – Развитие речи дошкольников.
4. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов, 1996.
5. Ботякова О. А. и др. Российский этнографический музей детям. Детство-пресс, 2001.
6. Программа «Детство».