Светлана Петрова
Консультация для воспитателей «Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр»
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗВИТИЕ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НАРОДНЫХ ИГР.
«Маленькие дети…играют, как птица поет».
Н. К. Крупская.
Нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Воспитание его души - создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека.
Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие нравственных качеств дошкольников посредством народных игр“» размещена в разделах
- Игры для детей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю, стремление к победе.
Передовые представители культуры - К. Д. Ушинский, Е. А. Покровский, Д. А. Колоцца, Г. А. Виноградов и др. заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержания разговорных текстов.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственного воспитания детей. Радость движения сочетается с их духовным обогащением. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к людям своей культуры и людям других культур, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств : любви и преданности к родному краю – Крыму и родной стране - России. Неизгладимые впечатления дает детям знакомство с особенностями жизни людей других национальностей. Наблюдается интенсивное взаимопроникновение национальных культур. Жизнь детей многогранна и разнообразна. Задача педагога – помочь детям понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Крыму, интерес к его многонациональной культуре и искусству, дружба, взаимопомощь, взаимоуважение, показать, что все люди похожи друг на друга. Но в то же время необходимо обогатить представления детей об окружающих людях, показав особенности их культур, которые находят свое отражение в легендах, сказках, в движениях танца, игре, в звучании песен.
По содержанию народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребенка – дошкольника.
Народные игры необходимо сохранять как наследие традиционной педагогики. Те удивительные по своей увлекательности, занимательности и развивающей силе игры, в которые играли наши родители, наши бабушки и дедушки, наши прабабушки и прадедушки.
Все свои жизненные впечатления и переживания дети отражают в игровой форме, способствующей конкретному перевоплощению в образ (Гуси - лебеди», «Коршун и наседка», «У медведя и бору», «Олени и пастух» и т. д.). Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркивать в образе, что требует от детей активной умственной деятельности. В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определенных игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, то есть мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Палочка – выручалочка», «Пятнашки» и др.). Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, то есть они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может не проявить воспитываемые у него качества. Например, в игре «Коршун и наседка» коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят, и только после слов наседки : «Не дам тебе своих детей ловить». Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один - за всех и все - за одного» - цыплята, ответственности, смелости, находчивости (наседка).
В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора ; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор. Так, например, зачины, которые дают возможность быстро организовать игроков, настроить их на объективный выбор водящего, безоговорочное и точное выполнение правил. Этому способствуют ритмичность, напевность или характерное скандирование считалок, предшествующих игре:
Катился горох по блюду,
Ты води, а я не буду.
Помимо считалок, существуют и жеребьевки, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Они применяются в тех случаях, когда детям необходимо разделиться на команды.
«Красное яблочко или золотое блюдечко?»,
«Ниточка или иголочка?» и т. п.
В некоторых народных играх перед их началом применяются забавные певалки. Например, выбирая водящего, все играющие садятся в круг и нараспев говорят:
Кто засмеется,
Губа задерется.
Раз, два, три, четыре, пять
С этих пор молчать.
Все стараются не проронить ни слова и не засмеяться. Самый выдержанный из детей становится водящим. Постепенно «Молчанка» приобрела вид самостоятельной игры. Эти четкие считалки, певалки, занимательные диалоги быстро и прочно запоминаются и с удовольствием проговариваются детьми в их повседневных играх. Народный фольклор устно передается от поколения к поколению и никогда не стареет.
В ходе игры воспитатель привлекает внимание детей к ее содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели и при этом испытывать радость.
В конце игры следует положительно оценить поступки тех ребят, кто проявил определенные качества : смелость, ловкость, выдержку, товарищескую взаимопомощь. Главная задача воспитателя – научить играть детей активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, то есть дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.
Народные игры представляют собой основу начального этапа формирования развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти взрослого человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.
Русская народная игра «Заря».
Оборудование: платок, лента.
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря- ходит сзади с лентой и говорит :
Заря- зарница,
Красная девица
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые –
За водой пошла!
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Нужно занять освободившееся место в кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.
Правила игры:. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Крымскотатарская народная игра «Колечко».
( Дети разбиваются на две команды: одна команда – горшки, а другая – хозяина горшков, и один ребёнок – покупатель. Дети-горшки одевают шапочки, а покупатель одевает платок. Горшки приседают в центре круга, а дети продавцы встают за ними. Под национальную мелодию ребёнок покупатель идет по кругу и останавливается у одного продавца горшка, и спрашивает его: “Продашь горшок”, продавец отвечает: “Продам”, покупатель: “Сколько стоит?”, продавец называет число от 1 до 5 и протягивает покупателю руку, ладошкой вверх. Покупатель должен столько раз хлопнуть ему по ладошке, какое число сказал продавец. После чего покупатель и ребёнок-горшок встают спинами друг к другу и бегут по кругу. Кто первый займет место горшка, тот им и становится, другой ребёнок становится покупателем. Игра повторяется заново)
Украинская народная игра «Скачет зайчик».
Играющие образуют круг. По считалке выбирается зайка. Он становится в середину круга. Дети произносят стихотворение и выполняют при этом действия:
Скачет зайка быстроногий,
Скачет зайчик по дороге.
Раз, два, три, четыре, пять –
Как его поймать? Как его поймать?
Дети идут по кругу, а зайка прыгает внутри его в сторону, противоположную общему движению.
Вот свернул в лесочек зайка
Все поворачиваются спиной к центру, а зайка в это время слегка дотрагивается до кого – либо из детей.
Поднял ушки: догоняй – ка!
Играющие поворачиваются лицом в круг, а зайка выходит из круга.
Эй, не зевайте, зайку догоняйте!
Зайка скачет за кругом. С окончанием текста ребенок, которого осалили, старается догнать зайку Если это ему удается, то он становится новым зайкой.
Игра повторяется.
Греческая народная игра «Колечко».
Игра проводится по тем же правилам, что и русская игра. Когда в нее играют, дети приговаривают такие слова:
- Где ж ты. где ж ты есть, колечко?
Ну - ка. Выйди на крылечко.
- Нет, его ты не найдешь,
Хоть полсвета обойдешь!
Еврейская народная игра «Афикоман».
Оборудование : маца.
В эту игру еврейские дети играют в Пасхальный вечер.
В начале вечера отец, глава семьи, берет один конец мацы и разламывает на две части : большую и маленькую. Меньшая часть называется афикоман.
Отец прячет афикоман, а остальные идут его искать. Ищут долго, целый вечер. В конце вечера нашедшему полагается приз.
Русская народная игра «Кружева».
Дети выбирают двух водящих, один- челнок, другой ткач. Остальные встают парами в круг лицом к центру. Дети в парах берут друг друга за руки и делают ворота. Челнок встает у второй пары детей, а ткач у первой. По сигналу ткача челнок начинает бегать змейкой, не пропуская ворота, а ткач его догоняет. Если ткач догонит челнок прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится челноком, а ткач выбирается из детей.
Русская народная игра «Шарик».
Вырывают в земле ямку, на нее кладут дощечку, называемую «бабой», а на нее шарик. Играющие бросают в шарик битками и, сбив его, бегут за битками, чтобы скорее возвратиться в круг. Последний выбывает из игры.
Оборудование: дощечка, шарик, биты.