Кристина Зюзина
Опыт работы «Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1
Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответ-ственное звено в общей системе образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению ре-чи.
В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, что угрожает языку, а значит и культуре. Поэтому проблема развития словаря детей старшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора на сегодняш-ний день имеет особую значимость.
Публикация «Опыт работы „Влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
Некоторыми аспектами развития словаря дошкольников средствами малых форм фольклора занимались Юлия Георгиевна Илларионова, Ели-завета Ивановна Тихеева, Феликс Алексеевич Сохин, Оксана Семеновна Ушакова, Александра Платоновна Усова, Константин Дмитриевич Ушин-ский.
В связи с большой значимостью данной проблемы в наше время, мной был разработан проект «Загадки русского фольклора».
Слайд 2
Цель проекта:
развитие словаря детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Слайд 3
Задачи проекта:
изучить психолого-педагогическую и методическую литерату-ру;
выявить уровень развития словаря детей старшего дошкольно-го возраста
развитие речи детей старшего дошкольного возраста посред-ством малых форм фольклора
Слайд 4
Анализируя методические аспекты развития речи средствами малых форм фольклора, мной был разработан проект «Загадки русского фольк-лора».
Слайд 5
Для изучения уровня развития словаря детей старшего дошкольного возраста использовалась методика обследования по программе «Из дет-ства – в отрочество» ( авторы: Татьяна Николаевна Доронова, Лидия Геор-гиевна Голубева, Татьяна Ивановна Гризик. Под редакцией Татьяны Ни-колаевны Дороновой).
Целью данной методики являлась оценка состояния словаря ребёнка 5-6 лет.
Так же нами была проанализирована пространственная предметно развивающая среда. Группа разделена на уголки, имеется центр художе-ственной литературы. В центре находятся книги, которые читаются детям (сказки, потешки, загадки, небылицы).
Анализ диагностики показал, что с детьми необходимо провести ра-боту по развитию словаря, в группе пополнить библиотеку новой литера-турой, в том числе сказками, небылицами, загадками. В речевом уголке обновить дидактические игры для развития словаря детей.
Слайд 6
На подготовительном этапе проекта была проведена работа по обо-гащению предметно-развивающей среды. Мы пополнили уголок речевого развития новыми дидактическими играми «Я собрал в огороде», «Угадай по описанию», «Угадай, чего не стало?», «Кто больше увидит», «Отга-дай загадку». Пополнили библиотеку новой литературой: русскими народными сказками «Белая уточка», «Василиса прекрасная», «Снегуроч-ка», «Чудесное яблочко», пословицами и поговорками о труде, дружбе, различными потешками используемые детьми, как в процессе непосред-ственной образовательной деятельности, так и в режимных моментах, за-гадками.
Слайд 7
Основным этапом проекта была непосредственно работа по разви-тию словаря детей, используя малые фольклорные формы. Работа прово-дилась в организованной образовательной деятельности, в режимных мо-ментах, в самостоятельной деятельности детей, так же проводилась работа с родителями воспитанников.
Слайд 8
Большую часть знаний дети получали из организованной образова-тельной деятельности. На многих занятиях использовались малые фольк-лорные жанры, будь это занятия по развитию речи или формированию элементарных математических представлений у дошкольников. Мы выде-лили несколько конспектов непосредственной образовательной деятельно-сти, в которых наиболее широко используется фольклор, что способствует развитию словаря старших дошкольников.
Уже с младшей группы дети знакомились с фольклором, как с одним из жанров устного народного творчества. В старшем дошкольном воз-расте более глубоко разбиралось данное понятие. Дети легко определяли такие жанры как загадка, потешка, поговорка. Умели отличать чистого-ворку от скороговорки, колыбельную песню от плясовой.
Слайд 9
Сами того не замечая, мы использовали фольклор в повседневной жизни, поэтому развитие словаря детей малыми фольклорными формами происходило и в режимных моментах. С чего начинается день в детском саду? С приёма детей. Ребята приходят в группу, общаются друг с дру-гом, с воспитателем, это уже развитие речи и словаря. Перед завтраком ребята любят повторять пальчиковые потешки.
Перед приёмом пищи повторяли знакомые потешки и стихи, которые не только благотворно влияли на развитие словаря детей, но и закрепляли культурно-гигиенические навыки и правила поведения за столом.
Во время прогулки мы использовали заклички, как вид обращения к природным явлениям. Так как основной этап проекта выпал на февраль, наши обращения были посвящены зиме и весне.
Так же, на прогулке, во время наблюдений за объектами живой и не-живой природы дети вспоминали знакомые загадки и загадывали их друг другу.
Слайд 10
Мы познакомили детей с пословицами и поговорками, их разнообра-зием и значением. После прочтения некоторых из них, для самостоятель-ной деятельности, детям было предложено нарисовать любую понравив-шуюся. Для самостоятельного художественного творчества дети выбрали такие пословицы, как «Одинокое дерево ветер легче валит», «Человек без друзей, что дерево без корней», «Любишь кататься, люби и саночки во-зить», «Без труда не выловишь и рыбку из труда».
Самостоятельной деятельностью во второй половине дня были народные игры, рассматривание иллюстраций к сказкам, небылицам, по-тешкам, загадкам, дидактические игры в речевом уголке.
Слайд 11
Активное участие в проекте принимали родители воспитанников. С их помощью мы обогатили речевой уголок новыми дидактическими игра-ми и картотекой загадок, потешек, пословиц, поговорок. Родителям было предложено найти разнообразные формы фольклора, рассказать о них де-тям. Данное задание было актуальным не только для детей, но и для их родителей. Родители узнали не только о разнообразии малых фольклор-ных форм, но и об их значении в развитии словаря детей. Общими силами подготовили костюмы для детей, оформили музыкальный зал в стиле рус-ской избы для проведения итогового мероприятия.
Для итогов основного этапа проекта был организован конкурс «Са-мая загадочная загадка», в котором принимали участие семьи воспитанни-ков. Они должны были самостоятельно придумать загадку. Для этого мы пригласили родителей на показ презентации «Как сочинить загадку?». Ро-дители совместно с детьми составляли загадки и приносили их в детский сад для подведения итогов конкурса.
Слайд 12
Итоговым мероприятием проекта был фольклорный праздник. Зада-чами данного мероприятия было приобщение детей к истокам народной культуры, развитие речи детей, обогащение словарного запаса, воспитание любви и интереса к русскому фольклору. Праздник проводился не как за-нятие, а как развлечение, на котором дети не только «побывали» в про-шлом, но и закрепили свои знания об устном народном творчестве.
Слайд 13
После проведения основного этапа по развитию словаря старших дошкольников нами был проведена повторная диагностика по методикам, использованным на подготовительном этапе.
В процессе работы были замечены такие изменения:
- у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх - потешки, самостоятельно организовывают народные игры - забавы с по-мощью считалок.
- у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют де-тям их смысл.
Слайд 14
Наша работа была ориентирована на развитие словаря детей стар-шего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью рассмотрено состояние исследуемой проблемы в пси-холого-педагогической науке, проанализированы особенности речевого развития старших дошкольников и влияние малых форм фольклора на развитие словаря детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из анализа проделанной работы, можно прийти к выводу, что уровень развития словаря детей старшего дошкольного возраста по-вышается, если:
- педагоги дошкольного образования будут заинтересованными ру-ководителями процесса речевого развития;
- будет организовано специальное обучение родной речи с использо-ванием малых форм фольклора не только на специальных занятиях по развитию речи, но и в режимных моментах;
- малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Если организована систематическая работа старшим дошкольникам, малые формы фольклора доступны их пониманию и осознанию. Исполь-зование малых форм фольклора в развитии словаря детей осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них. Таким образом, использование малых форм фольклора в развитии словаря детей вполне оправдывает себя.
Разумеется, наша работа не претендует на достаточно полное иссле-дование, так как вопрос все еще остается актуальным. Я буду продолжать работать в данном направлении и использовать малые фольклорные фор-мы, не только со старшими дошкольниками, но и с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.