жанна землянухина
Консультация для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности"
“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.
В. И. Сухомлинский
Публикация «Консультация для воспитателей „Развитие творческих способностей дошкольников посредством изобразительной деятельности“» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только «особо» одаренных, но и всех детей.
Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Эффективность применения различных техник рисования на занятиях по изобразительному искусству и использование нетрадиционных техник позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Развитие творческой активности и систематизации знаний у детей решает следующие задачи:
1. Учит детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
2. Развивает эстетические чувства, формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учит видеть и понимать красоту многоцветного мира.
3. Развивает воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
4. Совершенствует и активизирует те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
5. Воспитывают умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе и индивидуально.
Развитие познавательных, или интеллектуальных способностей ребенка должно быть постоянной заботой родителей и воспитателей.
Что же такое «познавательные способности» ребенка?
Педагоги-психологи определяют познавательную активность как активное стремление к познанию, поиск способов удовлетворения жажды знаний.
Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Диапазон его зависит от того, насколько тонко ребёнок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сравнение, сопоставление, выделение главного и второстепенного и т. д., влияющих на познавательные или психические процессы.
Критериями интеллектуального развития можно считать такие познавательные или психические процессы человека, как:
- восприятие;
- внимание;
- память;
- мышление;
- речь;
- воображение.
Основу восприятия составляет работа наших органов чувств. Восприятия – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности; ее предметов и явлений при их непосредственном действии на органы чувств. Оно является основой мышления и практической деятельности, как взрослого человека, так и ребенка, основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе. В структуре восприятия выделяют две основные подструктуры: виды восприятия и свойства восприятия.
Виды восприятия :
- простые (величина, форма предметов, их цвета);
- сложные (объем, соотношение, пропорции);
- специальные (пространство, время и движение).
Свойства восприятия : объем, целостность, структура, осмысленность.
Восприятие следует рассматривать как интеллектуальный процесс. В основе его лежит активный поиск признаков, необходимых для формирования образа предмета. Восприятие ребенка дошкольного возраста носит непроизвольный характер. Дети не умеют управлять своим восприятием, не могут самостоятельно анализировать тот или иной предмет. В предметах дошкольники замечают не главные признаки, не самое важное и существенное, а то, что ярко выделяет их на фоне других предметов: окраску, величину, форму. шие результаты развития восприятия у ребенка дошкольного возраста получается только тогда, когда ребенку для сравнения предлагаются эталоны, воздействующие на органы чувств (сенсорные эталоны). Такими сенсорными эталонами при восприятии формы являются геометрические фигуры, при восприятии цвета – спектральная гамма цветов и другое. Работа с эталонами – первый этап восприятия.
В дошкольном возрасте дети знакомятся с пространственными свойствами предметов с помощью глаза и ориентировочно-исследовательских движений рук. Практические действия с воспринимаемыми предметами ведут к перестройке процесса восприятия и представляют собой второй этап развития этой познавательной способности.
На третьем этапе внешнее восприятие предмета превращается в умственное. Развитие восприятия дает возможность детям дошкольного возраста узнавать свойства объектов, отличать одни предметы от других, выяснять существующие между ними связи и отношения.
Внимание - это процесс, который производит отбор информации. Ребенком воспринимается лишь то, что попадает в сферу его внимания. Внимание у детей развивается при рисовании с натуры, рассматривании предмета или репродукции.
Память является одним из основных свойств личности.
Выделяют три типа памяти:
- Наглядно-образную память, которая помогает хорошо запомнить лицо, звуки, цвет предметов и т. д. ;
- Наглядную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства;
- Повременную, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на долгие годы.
Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство – это исключительная фотографичность.
В дошкольном возрасте начинают формироваться другие особенности памяти. Хотя запоминание в этом возрасте носит в основном непроизвольный характер (дошкольник не заботится о том, чтобы все, что он воспринимает, мог легко и точно припомнить впоследствии, но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться произвольная память. Наряду с преобладанием наглядно-образной памяти на протяжении дошкольного периода возникает и развивается память словесно-логическая, при воспоминании начинают выделяться более существенные признаки предметов. Память развивается при рисовании по представлению.
Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса, идёт
развитие речи детей.
Воображение Разница в воображении и восприятии заключается лишь в том, что в восприятии мы имеем дело с построением образа реально существующего предмета или явления, а в воображении — с построением образа выдуманного или вымышленного, то есть реально не существующего предмета или явления.
Кроме того на занятиях по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, эстетический вкус, зрительно-моторная координация и мелкая моторика, любознательность, самостоятельность и самоконтроль.
Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску, различные техники, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь и т. д.). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.
Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.
Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Не говоря уже о том, какое большое значение оказывает рисование на развитие мелкой моторики рук.
Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.
В работе по изодеятельности используют такие формы организации и проведения занятий:
- беседы;
- путешествия по сказкам;
- наблюдения;
- целевые прогулки;
- экскурсии
- фотовыставки
- выставки рисунков;
- конкурсы;
- развлечения.
Методы: игровой, наглядный, словесный, практический.
Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве, творчески всматриваются в окружающий мир, приобретают опыт эстетического восприятия, а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей становятся интереснее, содержательнее, замысел богаче. А эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания. В этом заключается творческое развитие детей.
Развиваются познавательные способности дошкольников. Интеллектуальное или познавательное развитие заключается не просто в восприятии информации и установлению взаимосвязи между явлениями, но и в способности систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Таким образом, рисование способствуют развитию познавательной или интеллектуальной активности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.