МААМ-картинки

Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм»

Валентина Зюзина
Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм»
▼ Скачать + Заказать документы

Один из принципов дошкольного образования - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Использование малых форм фольклора в работе с детьми помогает реализовать данный принцип дошкольного образования, обозначенный в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Публикация «Проект на тему „Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм“» размещена в разделах

Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и развития детей.

В ходе своего развития речь детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Исследования психологов и педагогов, показывают, что к старшему дошкольному возрасту у детей развивается осмысленное восприятие, проявляющееся в понимании содержания и нравственного смысла произведения, в способности выделять и замечать средства художественной выразительности, т. е. у детей развивается понимание образной стороны речи.

Вместе с тем, ничто так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества потешки, пословицы, поговорки, загадки и сказки занимают особое место. С их помощью можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие.

Я определила для себя важные причины, по которым использовала малые формы фольклора для развития связной речи детей :

1. Малые формы фольклора имеют важнейшее значение для подготовки детей к школе, где монологическая речь является необходимым условием успешной учебы.

2. В конце ХХ века в нашу жизнь начала вливаться огромная лавина заимствованных терминов из иностранных языков, которая угрожает русскому языку, а значит и русской культуре.

Поэтому проблема развития речи детей дошкольного возраста посредствам малых форм фольклора на сегодняшний день имеет особую значимость.

3. В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Ребёнок во многом зависит от взрослых; прекрасно, если взрослые наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, духовно обогащают среду, в которой он растёт, закладывают предпосылки высоких человеческих начал.

4. А что может развить и обогатить речь детей, его духовную среду? Это русский народный фольклор. Фольклор любовно и мудро поучает дошкольника, приобщает его к высокой моральной культуре своего народа.

Цели проекта :

--Повысить уровень развития связной речи старших дошкольников в результате проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора.

- Приобщать детей к традициям и культуре родного края через развитие речи средствами малых форм фольклора.

ЗАДАЧИ:

-Проанализировать психолого-педагогические основы развития речи детей дошкольного возраста.

- Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в процессе речевого развития детей и разработать методику их комплексного применения.

- Обогатить словарный запас детей. Развивать образную и связную речь детей. Познакомить детей с историей, культурой, народными традициями и обычаями Уральского края.

- Проследить динамику изменения уровня речевого развития в процессе исследовательской работы.

ГИПОТЕЗА данного исследования базируется на предположении о том, что уровень речевого развития детей старшего дошкольного возраста повышается, если:

— педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;

— будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;

малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.

Проект наш исследовательско-творческий, долгосрочный, групповой.

Продолжительность реализации программы – 2 года. В соответствии с направлениями работы были обозначены виды деятельности, периоды и этапы работы.

Периоды работы:

1-й период – обучение детей 5-6 лет (2016-2017г.)

2-й период – обучение детей 6-7 лет (2017-2018г.)

Этапы работы: подготовительный этап, основной и заключительный.

Участники проекта : дети, педагоги, родители воспитанников.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основные принципы работы

2. Понятия малых форм фольклора

3. Система работы по развитию речи с использованием малых форм фольклора

4. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2016 – 2017 учебный год в старшей группе (1 год обучения).

5. Мониторинг «Овладение необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие» детьми 5-6 лет».

6. Перспективное планирование проектных мероприятий на 2017 – 2018 учебный год в подготовительной группе (2 год обучения).

7. Мониторинг «Овладение необходимыми умениями и навыками в образовательной области «Речевое развитие» детьми 6-7 лет».

8. Вывод.

9. Задачи на перспективу.

10. Список литературы.

1. Свою работу по развитию речи посредством фольклора я строила на следующих основных принципах:

• во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

• во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

• в-третьих, активного включения детей;

• в-четвертых, максимального использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды.

2. Начала работу с того, что познакомила детей с малыми формами фольклора, к которым относятся: пословицы и поговорки, загадки, скороговорки, потешки,заклички, сказки, а также считалки, дразнилки, колыбельные песни и многое другое.

Понятия:

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений.

Поговорки это меткое яркое народное выражение, часть суждения без вывода. Согласно определению В. Даля, поговорка – это такая короткая складная речь, которая ходит в народе, но не является полноценной пословицей.

Пословица это краткое мудрое изречение содержащее законченную мысль. Пословица - это жанр фольклора, краткое изречение, заключающее в себе поучение. Пословица советует, наставляет, предупреждает.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Дразнилки

Насмешливая прибаутка, обычно рифмованная, употребляется детьми для того, чтобы дразнить кого-нибудь, трунить над кем-нибудь.

Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька".

Потешки, пестушки это песенки, сопровождающие несложные игры и забавы взрослого с ребенком. Дети, слушая песенки, которыми сопровождаются игры, вырабатывают основы ритмического слуха, запоминают интонации и мотивы потешек, нередко затем сами повторяют их. Ценность потешек состоит еще в том, что они практически и психологически подготавливают детей к самостоятельному творчеству, к восприятию и исполнению произведений уже своего детского фольклорного репертуара, к участию в играх со сверстниками.

Заклички-небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда. Все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, а также времена года: весна, лето, осень, зима – живут в закличке, как одушевленные существа. Ребенок сам вступает с ними в контакт, сговор.

Скороговорка – частоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношенья. Скороговорки созданы народом для забавы детям. Однако эта забава иногда приносит очень большую пользу. Используя скороговорки можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков, слогов, неправильного ударения.

Считалки – замечательный речевой материал! Считалки для детей в основном используются для установления очередности, для определения, кому начинать игру. Благодаря считалкам у детей развивается память и чувство ритма. Разучивая с детьми всевозможные считалки, вы будете и тренировать память, и развивать у детей чувство ритма.

Сказки - один из самых излюбленных детьми жанров фальклора. Эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного характера, обычно со счастливым концом.

"Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании" - писал К. Д. Ушинский.

3. СИСТЕМА РАБОТЫ.

1-ый период обучения с детьми старшей группы

В ходе работы я старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, поэтому реализация методики предполагала интегрированный подход в обучении. Знания по развитию речи знаниями малых форм фольклора дети получали в непосредственной образовательной деятельности, во время прогулок, экскурсий, праздников и развлечений, во время бесед, чтения книг, в изодеятельности, в театрализованной деятельности, игровой и другой совместной деятельности.

1. Познакомила детей с колыбельными песнями. Интерес детей к колыбельным песням усилился после того, как мы стали использовать их в непосредственно деятельности и сюжетно-ролевых играх. Обучая детей образовывать однокоренные слова, мы использовали эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. Причем это не просто кот, а "котенька", "коток", "котик", "котя".

2. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке. Знакомились с видамипотешек и для каких целей можно использовать ту или иную потешку.

Дети с удовольствием используют в речи потешки. Мы создали «Альбом потешек с иллюстрациями», который очень любят рассматривать наши дети. Также предложили родителям совместно с детьми проиллюстрировать любимые потешки, создав «Альбом потешек в рисунках детей и родителей».

3. В своей работе мы широко использовали народные игры. Составили картотеку. Дети знают русские народные игры, с удовольствием в них играют вместе с воспитателями и могут организовать самостоятельно.

Мы составили альбом фотографий «Русские народные игры». Водящего в играх дети выбирают с помощью считалки, которая также относится к одной из малых форм фольклора.

4. В течение года проводится ряд специальных занятий, посвященных различным формам работы с пословицами и поговорками:

• уточнение жанровых особенностей,

• сравнение пословиц с другими фольклорными формами,

• подбор пословиц к художественным текстам и т. д.

• Познакомила детей с рассказами Б. В. Шергина, в которых рассказывается смысл пословиц. Дети знакомились с новыми поговорками и пословицами, затем сами подбирали их по смыслу.

• Создали альбом «Пословицы и поговорки».

• На занятиях с детьми старшего дошкольного возраста использовались мотивационные установки:

- игровые: "Помочь выбраться трем поросятам из беды с помощью подходящей пословицы";

- общественные: "Составим альбом пословиц и поговорок для уголка родителей";

- подготовки к школе: "Кто лучше запомнить образные выражения, тому легче и интереснее будет учиться в школе";

- соревновательные: "Кто больше назовет пословиц о труде. ?";

- личные: "Назовите поговорки, которые вам нравятся", "Подберите пословицу, которая вас учит добру".

5. Знакомила со скороговорками.

Для совершенствования дикции в непосредственной образовательной деятельности по развитию речи использовали рекомендации А. С. Бухвостовой и А. М. Бородич по заучиванию скороговорок. Прежде всего, подобрали нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Произнесение скороговорок носит творческий характер, поэтому учила детей произносить их четко, с изменением темпа и силы голоса, выражая своё настроение, желание или намерение (огорчение, удивление, просьбу, нежность, ласку).

6. При работе с загадкой использовала такие формы :

- нарисуй отгадку;

- придумай свою загадку;

- придумай загадку по картинке.

7. Привлекла детей к одному из любимых жанров фольклора – сказке.

• Познакомила детей с новым методом работы «Изучение сказок по картам Проппа». При помощи карт ребенок легко усваивает содержание сказки, что облегчает ее пересказ, а в дальнейшем будет способствовать созданию собственной сказки.

• Составила совместно с детьми «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

2-ой период обучения с детьми подготовительной группы

1. С детьми подготовительного возраста продолжила знакомство с пословицами и поговорками

Для закрепления поговорок и пословиц использовала разные формы работы :

• игры-соревнования «Кто больше скажет пословиц»;

дидактическая игры: «Один начинает, другой продолжает». «Продолжи пословицу» : воспитатель говорит начало, а дети продолжают, затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает;

можно предложить детям подбирать пословицы и поговорки по теме: о честности, храбрости, о Родине, о дружбе, о матери, о труде;

• можно раздать детям картинки с изображениями, а они должны назвать подходящую пословицу;

• изобрази пословицу пантомимой;

• нарисуй пословицу или поговорку.

• изобрази пословицу схемой, найди лишнюю пословицу; найди пару;

• картинка + рассказ + пословица. Каждому ребенку давала сюжетную картинку и совершенно произвольную пословицу. Предлагала придумать рассказ по картинке, чтобы в него обязательно вошла данная пословица;

2. Продолжила с детьми отгадывание и придумывание загадок.

• Мною была проведена работа по развитию у детей навыков речи-доказательства и речи-описания посредствам загадки. По методике Ю. Г. Илларионовой, чтобы вызвать у детей потребность в доказательстве, надо при отгадывании загадок ставить перед ребенком конкретную цель: не просто отгадать загадки, но и обязательно доказать, что отгадка правильна.

• учила детей воспринимать предметы и явления окружающего мира во всей полноте и глубине связей и отношений.

• Заранее знакомила с теми предметами и явлениями, о которых предлагала загадки, для того чтобы доказательства были более обоснованными и полными.

• В совместной деятельности с детьми мы создали альбом загадок.

• Придумали и нарисовали схемы составления загадок.

3. Скороговорки

Совместно с родителями ребята изготовили альбом скороговорок в рисунках детей и родителей.

Каждый ребенок рассказывал свою скороговорку, в результате чего дети выучили все скороговорки друг от друга. В свободное время старшие дошкольники с удовольствием рассматривают этот альбом, озвучивая рисунки.

4. Для полного использования развивающего потенциала малых форм фольклора мы применяли в режимных моментах - концовки, частушки, дразнилки, заклички, приговорки, прибаутки, небылицы, частушки, с целью создания благоприятной речевой среды.

• Создали альбом фольклорных произведений.

5. Большой раздел устного народного творчества русского народа составляет народный календарь. В своей работе я старалась его придерживаться. Так совместно с музыкальным работникоморганизовала календарно-обрядовые праздники: «Осенины», «Рождество», «Масленица», «Как хлеб на стол пришел».

• Разработали конспекты праздников и развлечений.

• С детьми проводили различные литературные развлечения : игру-викторину, литературный КВН, игру-соревнование, игру-путешествие. Составили по ним конспекты.

6. Продолжила знакомить детей с народными играми, считалками.

• Пополнила картотеку народных игр и считалок

• Дети с удовольствием играют в народные игры на прогулке, на музыкальном и физкультурном занятиях.

• Используют считалки для того чтобы установить очерёдность в игре, снять напряжение, поскольку «забавные слова», смысл которых неясен, а порой и смешон, увлекает детей, они сами начинают придумывать смешные выражения, а иногда и тексты.

7. Привлекла к увлекательному путешествию по сказке.

• Продолжила знакомить детей со сказкой, используя карты Проппа

• Дети называют и пересказывают знакомые сказки воспитателю, друг другу, родителям при помощи карт Проппа.

• И самая интересная работа - дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа.

• Старшие дошкольники совместно с воспитателями составили «Альбом рисунков по мотивам русских народных сказок».

• Совместно с воспитателями сочинили сказку-перевертыш «Колобок – великан»; сказки на новый лад: «Приключения колобка»; «Дружные звери». А затем в свободной деятельности проиллюстрировали эти сказки.

8. Театрализованная деятельность

• Дети подготовительной группы инсценировали спектакли по мотивам русских народных сказок, истории-сказки с элементами музыцирования, русские народные потешки, а также спектакли собственного сочинения.

• Мы разработали конспекты праздников, спектаклей, инсценировок с использованием фольклора.

• Для постановки спектаклей широко использовали декорации, костюмы собственного изготовления, гримёрную, различные виды театров.

• Показывали спектакли детям младших групп.

Ребята с удовольствием принимали участия в этом занимательном творческом процессе.

9. Мы с детьми принимали участие в культурной жизни города.

• Побывали в детской библиотеке, в выставочном зале.

• В честь дня победы ходили цветы.

Вместе с нами активное участие принимали и родители.

Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста Развитие речи - одна из важнейших задач обучения и воспитания детей в детском саду. Практическую деятельность с детьми строю на следующих.

Развитие интереса к чтению художественной литературы у детей 4-го года жизни средствами малых фольклорных форм «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров «Развитие речи у детей раннего возраста посредством малых фольклорных жанров» Родное слово – основа всякого умственного развития и сокровищница.

Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в первой младшей группе «В гости к бабушке Варварушке» Конспект НОД по развитию речи с использованием малых фольклорных форм в 1-й младшей группе. Подготовила воспитатель МБДОУ №2 г. Кингисеппа.

Методические формы работы по развитию речи дошкольников с использованием малых фольклорных жанров С помощью малых фольклорных жанров «можно решать практически все задачи методики развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого.

План работы по самообразованию «Развитие речи и ознакомление детей с родным краем через использование малых фольклорных форм» «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах.

Проект «Развитие речи дошкольников посредством малых фольклорных форм» для среднего дошкольного возраста МБДОУ №6 «Светлячок» П Р О Е К Т «РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ». «Едва ли можно найти материал более близкий,.

Развитие образности речи дошкольников посредством малых форм фольклора Слово фольклор в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа,.

Развитие связной речи старших дошкольников с ОНР с помощью театрализованной деятельности Общие основы формирования связной речи детей с ОНР Целенаправленное формирование связной речи имеет важнейшее значение в общей системе логопедической.

Роль малых фольклорных жанров в формировании речи дошкольников Слово "фольклор" в буквальном переводе с английского означает народная мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм»
Опубликовано: 2 сентября 2018 в 20:42
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект на тему «Развитие связной речи дошкольников с помощью малых фольклорных форм»» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Зюзина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД