Надежда Шихова
Проект по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня подготовительной группы с использованием малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
по развитию связной речи у детей с ОНР III ур. р. р. подготовительной группы с использованием малых форм фольклора
Исполнитель : Шихова Надежда Федоровна
Логопед-дефектолог
Введение
Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые – хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка.
Публикация «Проект по развитию связной речи у детей с ОНР III уровня подготовительной группы с использованием малых форм фольклора» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- ОНР. Проекты, планы
- Подготовительная группа
- Проекты
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фольклор. Проекты, планы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2018
Язык – важнейшее средство человеческого общения. Одна из самых важных задач обучения детей – дошкольников родному языку - это развитие связной речи.
Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, т. к. она выступает в виде средства получения знаний, контроля за этими знаниями. Ребенок может научиться рассказывать: не просто назвать предмет, но и описать его, рассказать о каком-то событии, явлении, о последовательности событий доступным для понимания окружающими людьми. Такой рассказ состоит из ряда предложений. Они, характеризуя существенные стороны и свойства описываемого предмета, события, должны быть логически связаны друг с другом и развертываться в определенной последовательности, чтобы слушающий полно и точно понял говорящего. В этом случае мы будем иметь дело со связной речью, т. е. с речью содержательной, логичной, последовательной, достаточно хорошо понятной самой по себе, не требующей дополнительных вопросов и уточнений.
Поиск новых форм работы с детьми, имеющими ОНР, непосредственно связан с изменением требований к содержанию и характеру коррекционно-педагогического процесса. В современном обществе разработка содержания и способов коррекционной работы должна осуществляться во взаимосвязи с творческими способами усвоения культурного наследия, диалогическим стилем коррекционно-педагогического воздействия в форме сотрудничества.
Возможность и эффективность использования малых фольклорных форм в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с ОНР обусловлена спецификой содержания произведений фольклорных жанров, а также характером знакомства с ними в процессе речевого развития дошкольника. Использование малых фольклорных форм в коррекционной работе способствует освоению системы родного языка, расширению возможностей развертывать высказывание, логически обосновывать и доказывать собственную мысль. Работа с малыми фольклорными формами позволяет уменьшить количество речевых штампов, способствует активизации когнитивно-речевой деятельности ребенка с ОНР, повышает эффективность коррекционной работы.
Актуальность проекта определяется той огромной ролью, которую играют малые формы фольклора (пословицы, потешки, загадки, сказки и т. д.) в развитии речи ребенка. В народном творчестве имеется множество инструментов интересных детям и способов развития детской речи, так как имеет сказочный, игровой характер. Всё это имеет важнейшее значение для развития связной отчётливой речи и является неотъемлемой частью подготовки ребёнка к школе.
Срок реализации проекта : долгосрочный.
Вид проекта : творческий.
Участники: учитель-дефектолог, воспитатели, дети ОНР 6-7 лет и их родители.
Цель данного проекта :
Системно-комплексный подход в развитии связной речи у детей подготовительной группы. Активизация вовлеченности родителей детей-логопатов в коррекционно-образовательный процесс через формы фольклорного жанра.
Задачи:
- воспитание звуковой культуры речи используя потешки, загадки, пословицы,
- обогащение, закрепление и активизация словаря используя малые формы фольклора,
- совершенствование грамматической правильности речи,
- формирования монологической связной речи,
- воспитания интереса к художественному слову, приобщение детей к истокам народной культуры.
Предполагаемый результат базируется на том, что уровень речевого развития детей подготовительного к школе возраста повышается, если:
педагоги дошкольного образования будут заинтересованными руководителями процесса речевого развития;
будет организовано специальное обучение родной речи с использованием малых форм фольклора не только в непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в других режимных моментах;
малые формы фольклора будут отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Этапы реализации проекта.
1. Предварительный (сбор информации по проблеме)
Таблица 1.6.
Обследование уровня развития связной речи у детей подготовительной
группы МБДОУ Детский сад «Мечта» по методике В. П. Глухова
Вывод. По итогам мониторинга развития связной речи у детей подготовительной группы на высоком уровне успешности находятся 3 ребенка - 22%, на среднем уровне 7 детей и это 50%, на низком уровне 4 ребенка и это составляет 28% от общего количества обследуемых.
Обобщая материал по изучению состояния связной речи, можно сделать следующие выводы:
- дети испытывают значительные затруднения в овладении основными видами связной монологической речи : пересказом;
- составлением рассказа по серии сюжетных картинок с предварительным расположением их в последовательности сюжета;
- составлением рассказа с опорой на заданный материал и самостоятельным узнаванием текстового сообщения;
Таким образом, анализ проведенного обследования, позволяют сделать вывод о том, что дошкольники имеют ряд проблем, а именно:
- значительно беден словарный запас;
- дети мало используют в речи распространенные предложения;
- в речи отсутствуют слова обстоятельства, определения;
- большинству наблюдаемых характерно использование простых форм предложений;
- при рассказывании прибегают к помощи педагога, что свидетельствует о необходимости более полно обратить процесс развития дошкольника именно в русло развития умения правильно говорить, рассказывать.
План взаимодействия с родителями:
Ознакомление родителей с результатами обследования связной речи детей, консультация на тему: «Развитие связной речи детей подготовительной группы с использованием малых форм фольклорного жанра» - ознакомление с проектом, привлечение к участию – родительское собрание (декабрь).
Индивидуальное консультирование родителей детей, зачисленных на логопункт– в течений года по запросу родителей.
Подготовка и проведение анкетирования с родителями – «Развитие связной речи у детей с ОНР»- декабрь
Советы логопеда – по теме: «Развитие речи детей подготовительного к школе возраста, готовность к школе» (стенд в подготовительных группах) – январь-апрель
Совместное проведение экскурсии в Катайский краеведческий музей «Без хозяина дом сирота» (познакомить детей с бытом русских людей);
Поездка на Новогоднее театрализованное представление-сказку;
Праздники «Пришла коляда, отворяй ворота!», «Масленица!»;
Создание альбома «Поговорки и пословицы».
«Смотрим, читаем и обсуждаем дома» - список и рекомендации по чтению сказок.
Рекомендации по пополнению домашней библиотеки сказками и рассказами для детей, книгами с играми и заданиями по развитию речи.
План взаимодействия с воспитателями:
Требования к развитию речи детей подготовительного возраста – предоставление материала - (декабрь-апрель)
Мониторинг развития связной речи у детей (воспитатели подготовительных групп, учитель-дефектолог, учитель-логопед) – сентябрь и май
Рекомендации по подбору игр и дидактического материала по развитию связной речи – декабрь-апрель
Подбор методического материала воспитателем по знакомству детей подготовительной группы с малыми фольклорными жанрами – декабрь- апрель.
Пополнение групповой библиотеки сказками и рассказами для детей, дидактическими играми, книгами с играми и заданиями по развитию речи, создание альбома «Поговорки и пословицы» (совместно с родителями)
Консультирование педагогов по работе с детьми–логопатами – сентябрь-апрель (по запросу педагогов)
2. Основной этап - коррекционно-развивающий
Проведение непосредственной коррекционно-развивающей работы по выбранному направлению с детьми, реализация планов работы с воспитателями и родителями.
Коррекционно-развивающая работа по развитию связной речи ведется на базе автоматизируемых звуков и лексических тем недели в связке ребенок – логопед – воспитатели - родители, что обеспечивает системность и комплексность подхода в работе с детьми.
На индивидуальных занятиях с детьми, логопедом для развития связной речи используются следующие задания :
1. Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний.
2. Подбор действий к предметам, проговаривание полученных нераспространенных предложений.
3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением («Назови ласково», «Большой — маленький»).
4. Образование от существительных относительных прилагательных.
5. Составление предложений по предметным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.
6. Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
7. Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
Воспитатели в группе учат детей :
1. Пересказывать литературные произведения самостоятельно, правильно передавая идею и содержание, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
2. Пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, по ролям, по частям, от лица литературного героя;
3. В описательных рассказах о предметах, объектах и явлениях природы точно и правильно подбирать слова, характеризующие особенности предметов;
4. С помощью взрослого находить существенные признаки предметов, устанавливать иерархию признаков, определять и воспроизводить логику описательного рассказа;
5. Использовать разнообразные средства выразительности, в том числе и языковые (метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения).
Приемы работы по связной речи :
1. Составление предложений с использованием заданных слов;
2. Выполнение лексико-грамматических упражнений по теме недели;
3. Выборочный пересказ фрагментов прослушанных сказок;
4. Беседа по прослушанным и просмотренным сказкам - стимуляция полных ответов на отработанной в произношении лексике;
5. Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники)
6. Составление собственных рассказов с изменением концовки известной сказки
Таблица 1.
Перспективный план по развитию связной речи с использованием малых фольклорных форм
с декабря по май 2018г.
Сроки Индивидуальные занятия с дефектологом Фронтальные занятия с воспитателем Преемственность
ДОУ-семья Программное содержание
Декабрь
1неделя
Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием поговорок, скороговорок, загадок.
Купили Егорке салазки для горки, всю зиму Егорка катался на горке.
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова.
Лексическая тема «Что и как влияет на живую природу. Взаимосвязь в природе»;
Подбор признаков к предметам, проговаривание словосочетаний. Знакомство с малыми фольклорными жанрами (поговорка, потешка, загадка, сказка).
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет».
Досуговое мероприятие «Малые фольклорные формы».
Познакомить детей с загадками-сравнениями, с пословицами и поговорками, народными играми. Анкета для родителей
по теме: «Развитие связной речи у детей с ОНР.»
Родительское собрание на тему «Развитие связной речи детей подготовительной группы с использованием малых форм фольклорного жанра»
Уточнить представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм, учить пониманию переносного значения слов и словосочетаний. Формировать выразительность, точность речи; Развивать артикуляционный аппарат.
Поговорки: Золотые руки, Слово сказать – узлом завязать, «Нос повесил», «Во весь дух», «Бросать слова на ветер» и др.
Декабрь
2 неделя
Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием потешек по лексической теме «Вот зима стучит в окно. Кто и как к зиме приготовился»;
Как на тоненький ледок, выпал беленький снежок. Эх! Зимушка – зима, зима снежная была. Выпал беленький снежок, Ехал Ванечка – дружок. Ехал Ваня, поспешал, с своего коня упал.
Образование от существительных относительных прилагательных.
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. Придумывание потешек.
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Совместное проведение экскурсии в Катайский краеведческий музей «Без хозяина дом сирота» (познакомить детей с бытом русских людей). Уточнить и закрепить представления о жанровых и языковых особенностях потешек, песенок, загадок и пословиц. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Декабрь
3 неделя
Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием загадок по лексической теме «Новый год. Как встречают Новый год в разных странах»;
Скатерть бела, весь мир одела. (снег)
Сам не бежит и стоять не велит. (мороз)
Растет она вниз головою, не летом растет, а зимою. Но солнце её припечет – заплачет она и умрет. (сосулька)
Образование существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. Русская народная сказка «Снегурочка».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
Посещение Новогодних представлений – сказок. Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Учить детей понимать содержание и значение пословицы; Формировать умение целостно воспринимать сказку в единстве ее содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) жанра сказки. Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Декабрь
4 неделя
Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием стихотворений по лексической теме «Новый год». Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. Учить выразительно, читать наизусть стихотворения о зиме, Новом годе, замечать изобразительно-выразительные средства. Развивать речь детей, артикуляционный аппарат.
Конкурс «Книжка-потешка» Условия конкурса: создать книжечку со знакомыми для детей потешками.
Январь
2 неделя Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием потешек по лексической теме «Зимние забавы. Народная культура и традиции».
Пословицы: «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось»
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. В. Одоевский «Мороз Иванович».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Праздник «Пришла коляда, отворяй ворота!».
Разучить с детьми предложенные воспитателем рождественские и новогодние колядки.
Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимать её идею; Показать связь идеи сказки со значением пословицы.
Формировать интонационную выразительность речи в процессе исполнения и обыгрывания потешек и песенок; воспитывать любовь к устному народному творчеству.
Январь
3 неделя Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием стихотворений по лексической теме «Спорт. Виды спорта».
Скороговорка: Прохор и Пахом ехали верхом.
- произнести с разной интонацией, силой голоса, разным темпом
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. Литературная викторина «Наши любимые книги» Творческая работа на тему: «Придумайте загадку с детьми и нарисуйте к ней рисунок»
Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Учить детей понимать содержание и значение пословицы.
Уточнить понятие о жанровых особенностях сказки. Упражнять детей передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах.
Воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Январь
4 неделя Автоматизация звукопроизношения (индивид.) с использованием скороговорок по лексической теме «Мир морей и океанов»;
Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.
Загадки: Под мостиком виляет хвостиком. (рыба)
У родителей и деток вся одежда из монеток. (рыбки)
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова. Пересказ рассказа Е. Пермяка «Первая рыбка»
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Совместное посещение Шадринского выставочного центра «Лад» (воспитывать интерес к народным художественным промыслам). Пословица: Всякое дело мастера боится? Что означают эти слова? Кому, какому человеку так можно сказать? Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Развитие связной речи : учить пересказывать литературный текст, используя авторские выразительные средства. Тренировать в подборе синонимов, учить оценивать словосочетания по смыслу.
Февраль
1 неделя. Учить правильному произношению звуков (индивид.). Лексическая тема «Материалы (рукотворные и природные)»
Пословицы: Ленивому и лениться лень. Лениться да гулять – добра не видать.
Пословицы которые учат трудиться: Кто хочет, тот все сможет сделать.
Поговорка «В ус не дует и ухом не ведет»
О ком так говорят? Как про такого человека можно еще сказать? Составление рассказа по картине «Не боимся мы мороза».
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Чтение сказок о зиме.
Пересказ сказки по серии сюжетных картинок (моделирование, мнемотехники).
Развивать речь детей, артикуляционный аппарат; Учить рассказывать по картине, не повторяя рассказов друг друга; использовать для описания зимы образные слова и выражения. Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки; давать задания на подбор определений (составление загадок, синонимов; знакомить с многозначностью слов. Скороговорка: белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел, а вот белка не бела, белой даже не была.
Февраль
2 неделя. Учить правильному произношению звуков (индивид.). Лексическая тема «Продукты питания»
Поговорка «Хлеб – всему голова», «Когда я ем, я глух и нем».
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова.
Составление рассказа «Моя любимая игрушка
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Конкурс «Моя любимая игрушка»
Февраль
3 неделя. Учить правильному произношению звуков (индивид.).
Игра-лото «Картинки, звуки, скороговорки», дидактический материал по автоматизации звуков В. В. Коноваленк, С. В. Коноваленко и Л. А. Комарова.
Лексическая тема «Славные сыны Отечества. Военные профессии»
Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.
«Один за всех, все за одного» что означает поговорка? Подобрать слова, по смыслу близкие к слову трусливый. Боязливый, пугливый… Пересказ сказки «У страха глаза велики»
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет» Учить описывать внешний вид персонажей, их поступки, переживания. Развивать речь детей, артикуляционный аппарат.
Учить пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавая речь персонажей; подбирать синонимы и антонимы, учить замечать смысловые несоответствия.
Февраль
4 неделя. Учить правильному произношению звуков (индивид.).
Лексическая тема «Семья. Мамин праздник»
Поговорка «При солнышке тепло, а при матери добро», загадки (на автоматизацию звукопроизношения)
О. С. Ушакова «Ознакомление дошкольников с литературой» стр. 164
Иногда о человеке говорят: «Эх, заячья душа!» что означает это выражение? Почему так говорят?
Фразеологизмы : «душа в пятки ушла», «дрожжит как осиновый лист», «несется без задних ног».
Подбор пословиц и поговорок к басне.
«Волков бояться – в лес не ходить» и др.
Расширение словарного запаса детей. Осмысление переносного значения слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
Развивать эмоционально-чувственную сферу детей, образное мышление, творческое воображение, выразительную речь.
Март
1 неделя Развитие звуковой культуры речи (индивидуальные логопедические занятия).
Лексическая тема «Дикие и домашние животные».
Потешка «Диковинка»
Долгоногий журавель
На мельницу ездил;
На мельницу ездил,
Диковинку видел… Н. Н. Яковлева «Решение коррекционных задач в работе с детьми с тнр» стр. 212-213 Составление рассказа на тему «Четвероногий друг»
О. С. Ушакова «Развитие речи детей 5-7 лет»
Учить развивать предложенный сюжет; активизировать в речи союзы и союзные слова (в сложноподчиненных предложениях разных типов).
Д/и «Отгадай и сравни загадки о животных». Придумать загадку о домашнем или диком животном, нарисовать отгадку.
Прочитать с ребенком рассказ «Одно дело делаешь, другого не порть» Б. В. Шергин «Пословицы в рассказах».
Как ребенок понял суть этой пословицы? Расширять словарный запас по теме; закреплять знания детей о диких и домашних животных; совершенствовать грамматический строй и связную речь.
Закреплять представления о жанровых и языковых особенностях потешек, загадок и пословиц. Воспитывать интерес к книге, устному народному творчеству.
III. Этап - заключительный
Цель: диагностика результативности проектной деятельности, анализ результатов работы.
По итогам проекта в мае был проведен контрольный срез уровня развития описательной связной речи у детей подготовительной к школе группе с общим недоразвитием речи. Организация и методика проведения контрольного эксперимента полностью соответствовала организации и методике проведения констатирующего эксперимента.
Таким образом, результаты обследования показали, что наблюдается динамика на улучшение результатов по сформированности связной речи. Если до коррекционной работы 4 ребенка продемонстрировали низкий уровень развития связной речи, то после неё лишь 1 ребенок имеет низкий уровень развития, а высокий уровень развития до коррекционной работы показали три ребёнка, а после коррекции семь.
Дети, после коррекционной работы рассказ составляют самостоятельно, передают содержание и последовательность изложения. Пересказ детей соответствует по содержанию предложенной теме, доведен до логического завершения, наблюдалась логическая связь между предложениями. Речь была эмоционально выразительной.
Малые формы фольклора в коррекционной работе с детьми-логопатами использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Работа строилась на следующих основных принципах:
- во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;
- во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);
- в-третьих, активного включения детей;
- в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.
Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов и приемов.
В процессе работы были замечены такие изменения:
у детей повысился интерес к малым формам фольклора, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
Таким образом, специально организованная коррекционная работа с детьми привела к получению значительных улучшений в результатах, а это значит, что при целенаправленной работе педагога над развитием описательной связной речи с помощью малых фольклорных форм можно добиться достаточно прочного и успешного результата в данном направлении.