Наталия Белова
Конспект НОД «День смеха» в подготовительной группе с использованием малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия - досуга в подготовительной группе
с использованием малых форм фольклора
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №78» г. Магнитогорска Челябинской области
Подготовила воспитатель Белова Н. П. 2018 г.
Тема: «День смеха»
Цель: создать непринуждённую весёлую обстановку для детей; учить воспринимать юмор, шутку.
Публикация «Конспект НОД „День смеха“ в подготовительной группе с использованием малых форм фольклора» размещена в разделах
- День смеха. 1 апреля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» декабрь 2018
Задачи:
Расширить знания детей о международном празднике Смеха: как его отмечают в разных странах;
Продолжать знакомить детей с одной из малых фольклорных форм – небылицами.
Совершенствовать умение детей использовать различные средства выразительности (интонация, сила голоса, смысловое ударение, жесты, мимика) при рассказывании наизусть.
Развивать словесное творчество: придумывать ответы, похожие на небылицы.
Расширять словарный запас детей.
Предварительная работа: беседа с детьми «Что вы знаете о Дне смеха?», подготовить необходимые элементы костюмов, маски «козла», «волка», «медведя»; предложить детям придумать себе смешные имена; заучивание отдельными детьми небылиц русского фольклора.
Словарная работа: быль, небыль, небылицы
Ход:
Звучит «Скоморошья» музыка. Дети одеты в костюмы: мальчики в юбочки, сарафаны, завязаны бантики, косынки; девочки в мальчуковых кепках, фуражках, косоворотках. У всех раскрашены щёки, носы. В руках погремушки, свистульки, трещётки, дудочки. Стоят в кругу, напевают хором:
Мы весёлые ребята,
Мы ребята – шутники.
Как нарядимся сегодня –
Так хоть смейся, хоть пляши!
Воспитатель: Ребята, почему вы так смешно оделись?
Дети: Сегодня 1 апреля - день Смеха!
Дети садятся.
Воспитатель: Да, сегодня день Смеха, все взрослые и дети веселятся, шутят, смеются, подтрунивают друг над другом. Послушайте, как отмечают этот день в разных странах. Во Франции этот праздник носит название «Апрельская рыба». Французские дети в этот день приклеивают бумажных рыбок на спины своих друзей. В Италии этот международный праздник называют «Первоапрельская рыбка» — вместо сахара в сахарнице почему-то появляется соль, а в солонке, откуда ни возьмись — сахар. В Испании этот день называется день Болвана. В Шотландии этот праздник называется день "кукушки" и длится 48 часов, целых два дня. В Америке на первое апреля распространены маленькие безобидные шутки типа "у тебя шнурок развязался". В Германии и Австрии 1 апреля считался несчастливым днем. Человеку, родившемуся в этот день, будто бы не везло в жизни. День дурака также празднуется в некоторых странах Латинской Америки. Он называется день искренности и чистосердечия, но празднуется 28 декабря. А в Корее День смеха приходится на первый день снега.
У нас в стране 1 апреля в день Смеха тоже можно безобидно подшутить над кем – то, придумать какую – нибудь небылицу, то, что на самом деле не произошло. Например, говорят: «У тебя вся спина испачкана». Есть такая поговорка: «1 апреля - никому не верю».
Давайте мы тоже вспомним небылицы. Чем отличается быль от небыли?
Дети: быль – это то, что было, бывает на самом деле, в жизни; небыль - то, чего на самом деле не бывает.
Воспитатель: да, правильно. Небылицы – это коротенькие стишки или маленькие рассказы о чём – то необычном, несуразном, смешном, чего в жизни никогда не может быть. Для чего люди придумывают небылицы?
Дети: чтобы пошутить, позабавиться, повеселиться.
Наши ребята расскажут вам сейчас вот такие небылицы:
1. Небылицы, небылицы
Переходят все границы.
Ну и что же, ну и что же,
Быль и небыль так похожи.
2. Да и где же это видано, Да и где же это слыхано, Чтобы курочка бычка родила,
Поросёночек яичко снёс,
На высокую полочку взнёс?
3. А безрукий клеть обокрал,
Голопузому за пазуху поклал.
А безногий вперёд побежал, Безголосый караул закричал.
Да и где же это видано, Да и где же это слыхано?
4. По поднебесью, братцы, медведь летит. Медведь летит, хвостом вертит,
Свинья на ели гнездо свила, Гнездо свила, деток вывела
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкам висят,
По сучкам висят, полететь хотят.
5. Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из - под собаки лают ворота.
Он схватил дубинку, разрубил топор,
И по нашей кошке пробежал забор.
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь погоняет мужика кнутом.
6. Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился…
Выбегла дубина
С мальчиком в руках,
А за ним тулупчик С бабой на плечах…
Воспитатель: ребята, вспомните, в каких произведениях вы ещё слышали небылицы?
Дети: в стихотворении К. Чуковского «Путаница», «Телефон», в рассказе Н. Носова «Фантазёры», в рассказах о Мюнхаузене.
Воспитатель: сейчас наши ребята исполнят сценку из рассказа Н. Носова «Фантазёры».
Выходят двое мальчиков, садятся на стульчики.
Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврет.
- Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
- Девяносто пять. А тебе?
- А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка, - раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
- А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
- А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, - говорит Мишутка.
- У! А я море мог переплыть!
- Подумаешь - море! Я океан переплывал!
- А я раньше летать умел!
- А ну, полети!
- Сейчас не могу: разучился.
- А я один раз купался в море, - говорит Мишутка, - и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
- Врешь!
- Нет, правда!
- Почему же ты не умер?
- А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
- Без головы?
- Конечно, без головы. Зачем мне голова?
- Как же ты шел без головы?
- Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
- Почему же ты теперь с головой?
- Другая выросла.
Воспитатель: давайте поиграем в русскую народную игру «Ай – дили – дили – дили…»
Ход игры: Выбирается ведущий, «козёл», «волк», «медведь», они надевают маски. Дети стоят по кругу, взявшись за руки. Выразительно произносят текст, сопровождая его движениями.
Ай дили, дили, дили, (Идут шагом по кругу) А мы кого-то видели! (с окончанием фразы, дети разворачиваются лицом в круг)
Глазастого. (Поднести руки к лицу, изобразить большие глаза)
Ушастого. (Руки поднять вверх, изобразить уши)
Вихрастого. (Потрясти головой)
Зубастого. (Притопы)
Он сидел под кустом, громко щелкал языком. (Щелкают языком)
Может, это козел? (Выскакивает козел)
Или волк? (Выскакивает волк)
Или медведь? (Выходит медведь)
Все:
Не смогли мы разглядеть!
Потому что испугались
И с испугу разбежались!
Дети убегают, а «козел, (волк, медведь)» ловят бегущих.
Игру повторяем 2 – 3 раза.
Воспитатель: поиграем в словесную игру «Купи слона»
Дети стоят в кругу, водящий по очереди каждому предлагает купить слона, на что дети отвечают по-разному: не хочу; сам купи; мне не надо; он очень большой, в дверь не войдёт; не куплю; я его не прокормлю; обменяю на муху; он мне даром не нужен.
Итог: что нового вы сегодня узнали? Какое у вас настроение?