Ирина Макаревич
Консультация для воспитателей «Использование проблемных ситуаций на занятиях по ИЗО деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Использование проблемных ситуаций в детском саду на занятиях по Изо деятельности, положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, фантазии, воображения, познавательных умений и способностей.
Советский психолог, философ Сергей Леонидович Рубинштейн сказал: «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места для их заполнения, для превращения неизвестного в известное, необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование проблемных ситуаций на занятиях по ИЗО деятельности“» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- ИЗО. Конспекты занятий, изодеятельность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Но для начала, давайте разберемся: «Что такое проблема?» и «Что такое проблемная ситуация?»
Проблема - реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова: «Проблема – это сложный вопрос, задача, требующие решения, исследования».
Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемной ситуацией по Изо деятельности является вовлечение ребенка в творческий процесс через осмысление его каждого шага для превращения неизвестного в известное, используя все свои знания и жизненный опыт.
Хочу предложить вашему вниманию несколько проблемных ситуаций, которые я использовала в различных возрастных группах.
1 ситуация. Тема занятия : «Воспоминание о море»
Возраст детей: 4-5 лет.
Основная задача: Вспомнить и описать море, где ребенок отдыхал. Выслушать основные предложения детей, как и чем можно нарисовать море, волны, берег.
Проблема : Подтолкнуть детей к использованию нетрадиционных техник рисования (так, как у нас нет кисточек для рисования, а есть зубные щетки, ватные палочки и губка).
Вопрос: Каким образом мы можем нарисовать море, используя те предметы, которые лежат у нас на столе?
Решения детей: Использовать зубную щетку для изображения больших волн, ватные палочки для изображения пены на волнах. А для рисования морского дна, песка, берега использовать губку.
2 ситуация. Тема занятия : «Эта загадочная Осень»
Возраст детей: 5-6 лет.
Основная задача: Определить погоду, состояние погоды, прослушав музыкальное произведение Чайковского из цикла «Времена года» - «Октябрь. Осенняя пора». Закреплять умения детей смешивать краски для получения задуманного цвета характерного для состояния природы, неба, листьев в данный период времени.
Вопрос: Какое время года? Что вам подсказало, что это осень? Какие осенние явления вы услышали или представили, прослушав это произведение?
Как же мы можем изобразить эти явления осени в своих рисунках, если таких цветов в наборе нет? Что нам нужно сделать?
Решения детей: Они начали предлагать, а затем пробовать смешивать краски, чтобы получить нужный цвет (серое небо, пожухшая трава, багровые листья, косой дождик и т. д.)
3 ситуация : «Колобок - на новый лад» (лепка).
Возраст детей: 6-7 лет.
Основная задача: Придумать окончание сказки Колобок, чтобы наш герой остался жив. Развитие фантазии, творческого воображения детей. Создание, ребенком объемной композиции, используя знакомые приемы и закрепляя навыки лепки.
Проблема : Предложить детям слепить новых героев (зверей, птиц, насекомых, сказочную окружающую природу. Создать гармоничную композицию.
Вопрос: Каких новых героев можно ввести, слепить для изменения содержания сказки? И как это правильно сделать?
Решения детей: Каждый ребенок предложил свой вариант нового героя и его отношения с Колобком, оформления своей работы.
Использование проблемных ситуаций предает каждому занятию по Изо деятельности яркости и необычности, что и помогает заинтересовать детей и побуждает их наиболее творчески подходить к выполнению своей работы.