виктория герасименко
Консультация для воспитателей «Использование психогимнастики на занятиях физической культурой»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
Из опыта работы
МБДОУ «Детский сад №44»
Герасименко Виктории Сергеевны
Использование психогимнастики на занятиях физической культуры
Психогимнастика -это специальные занятия (этюды, игры, упражнения) направленные на коррекцию познавательной и эмоциональной сферы психики ребенка. Между психикой и телом человека, его сознанием существует сложная взаимосвязь. Учитывая это,физические упражнения можно использовать не только для физического совершенствования но и для развития памяти,внимания, воли соображения, развития творческих способностей.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование психогимнастики на занятиях физической культурой“» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Психогимнастика, релаксация. Снятие эмоционального напряжения
- Работа инструкторов по физической культуре
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
Цель- преодоление барьера в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие напряжения, создание возможности для самовыражения.
Специфика - занятия строятся на сюжетно-ролевом содержании
Н все предметы должны быть воображаемыми (это облегчает тренировку внутреннего внимания, не отвлекает ребенка от общего образа)
8 упражнения сопровождаются текстом помогая ребенку лучше представить тот или иной образ, войти в него (обогащает словарь ребенка)
Н на занятиях психогимнастики все дети успешны, правильно все что они делают, делая по своему, как могут.
Одно из вспомогательных средств психогимнастики это музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям. Музыка может быть фоном, усиливая эмоции и образные представления ребенка, снимающие напряжение Может предварять этюд, помогая войти ребенку в нужное эмоциональное состояние. Используя классическую музыку на занятиях, так же решаются задачи эстетического воспитания.
Психогоимнастика, как таковая, включает в себя 4 фазы: -мимические и пантомимические этюды -этюды и игры на выражение отдельных черт характера -этюды и игры психотерапевтического характера -психомышечную гимнастику.
В своей работе использую элементы психогимнастики'.
1. В вводной части занятия упражнения и игры на внимание, память («Что изменилось?», «Какие звуки ты слышишь?», «Будь внимателен!», «Слушай хлопок», «Канон».)
Цель: нормализация мышечного тонуса, привлечь внимание к совместной деятельности, настроить на активную работу.
2. В основной части занятия - гимнастику, подвижные игры способствующие развитию выразительных движений, двигательного творчества, на умение сочетать мышечные ощущения и эмоции («Звери, рыбы, птицы, ветер», «Веселый зоопарк», «Музыкальная мозаика» и т. д.)
3 В заключительной части игры, упражнения и этюды направленные на расслабление,снятие напряжения, восстановление сил, раскрытие и развитие эмоций ребенка.
ПРАКТИЧЕСКА ЧАСТЬ
1 .Игра «Какие звуки ты слышишь?»
Включается музыкальный фрагмент «Звуки леса» ребенок, закрыв глаза слушает. По окончанию музыкального фрагмента дети по просьбе взрослого рассказывают что слышали.
2. Игра «Канон» на развитие волевого внимания
Играющие стоят по кругу. Под музыку дети по очереди делают следующие движения: один приседает и встает, другой хлопает в ладоши,третий приседает и встает и т. д.
ЗГимнастика «В летнем лесу»
Дети стоят врассыпную по залу (включается аудиозапись «Ребенок в лесу») .Взрослый предлагает им закрыть глаза, в это время проговаривает текст:
«Жил -был лес. Он был не простой, а поющий. Березы пели свои нежные песни берез, дубы - стародавние песни дубов. Пела речка быструю и веселую песенку. Родник пел прохладную и прозрачную,тихую песню. Но звонче всех пели птицы! Дети открывают глаза.
Взрослый- Мы с вами оказались на чудесной лесной поляне. Если посмотреть вокруг,то можно заметить,что мы здесь не одни
1 «Белочка»быстрая проворная спрыгнула с ветки и смотрит по сторонам) И. п. -о. с. руки на поясе
1.3 -поворот головы в сторону, подняться на носки
2.4 _и. п.
2. «Медведица» (потеряла своих озорных медвежат, ищет их, заглядывает под кусты) И. п. - ноги шире плеч, руки в стороны
1.4 -наклон туловища в сторону, руки за голову 2,4-и. п.
1.4 «Родник» (прозрачный прохладный родник впереди. Так хочется умыться его водой) И. п -то. же
2.5 наклон вперед «набрать воды в ладошки»имитируем умывание
2.4- и. п.
4 «Олень» (вышел на поляну красивый сильный гордый олень) И. п -о. с. руки за спиной
1-3 -поднять согнутую в колене ногу оттянуть носок, руки поднять над головой скрестно пальцы растопырить.
2.4 -и. п.
5 «Лисята» (рыжие игривые лисята высунули мордочки из норки и потягиваются после сна) И. п -сидя на пятках руки на полу вытянуты вперед
1.3- подняться на колени,одну ногу вытянуть назад
2.4- и. п
6 «Жучек» (жук упал с ветки на спину и не может перевернуться) И. п-лежа на спине
1,4 -переменное сгибание и разгибание рук и ног 5,8 отдохнуть
7»3айчата» (шустрые и ловкие зайчата резвятся на полянке) И. п-ноги вместе руки произвольно
Прыжки на двух ногах со смещением ног вправо и влево, чередование с ходьбой.
8»Ландыш» (душистый ландыш наполнил весь лес прекрасным ароматом) И. п-о. с
Упражнение на восстановление дыхания»Ароматы природы»
Игра «Дрозд» дети разбиваются по парам и садятся друг напротив друга. Игра сопровождается
текстом:
Я дрозд,и ты дрозд, у меня нос и у тебя нос. (каждый указывает сначала на нос затем на партнера) у меня гладкие и у тебя гладкие, у меня сладкие и у тебя сладкие (щеки и губы,я твой друг и ты мой друг. Мы любим друг друга! (обнимают друг друга).
4 Этюд на выражение радости «Любящие родители»
В зале звучит латышская народная песня «Колыбельная медвежонку». Мама медведица и папа медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама медведица качает его,нежно прижимая к себе,а папа медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже покачивается тихонько. Мама медведица передает малыша папе. Теперь папа качает малыша,а мама с лаской и любовью смотрит на них.
Выразительные движения: сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваясь под музыку вправо-влево,на лице улыбка.
5 Этюд на выражение удовольствия и радости «Вкусные конфеты»
У девочки в руках воображаемый кулек с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают обертку и берут конфету в рот. По ребячьим лицам видно,что угощение вкусное.
Этюд сопровождается музыкой Т. Кассерна «Медовые конфеты» Мимика: Жевательные движения, улыбка.
6 Игра «Музыкальная мозаика»
Дети стоят в произвольных позах, под поочередно звучащие мелодии различного характера дети выполняют произвольные движения.