ольга кирячек
Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций, как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду.
Семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Семейное воспитание неразрывно связано с жизнью общества, государства. В современных условиях семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурного развития общества. Семья — уникальная подсистема государства, способная успешно решать специфические функции по воспроизводству населения и социализации новых поколений.
Публикация «Стратегии анализа проблемных педагогических ситуаций как основа взаимодействия ребенка и взрослого в семье и детском саду» размещена в разделах
Многочисленные исследования, проводимые в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад — два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему обогащает ребенка социальным опытом. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой, сложный мир. Именно поэтому в настоящее время взаимодействие педагогов и родителей рассматривается как органичная часть образовательного процесса ДОУ, без которой невозможно решать задачи воспитания и развития детей дошкольного возраста. Поэтому целями проекта стали повышение педагогической культуры родителей и организация эффективного взаимодействия с ними. Такой подход непременно будет способствовать сплочению семьи, эмоциональному сближению взрослых и детей, развитию у них общих духовных интересов.
К
Существует несколько основных причин детских капризов.
1- Ребенок может капризничать, если его что-то беспокоит, например, у него болит что-то, но сам этого не понимает, просто ощущает дискомфорт.
2- Капризничая ребенок хочет привлечь к себе внимание. Он выбрал такой способ общаться с родителями, потому что ему не хватает общения, внимания, любви.
3- Ребенок уже понял, что капризами, слезами и истерикой он может добиться от взрослого всего, чего захочет. И он начинает этим пользоваться. Это верный сигнал того, что взрослым не хватает твердости в борьбе с детскими капризами. Но твердость не означает категоричность и авторитарность. Необходимо спокойно, без криков и наказания дать понять ребенку, что есть в этой жизни правила, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть нарушены.
Капризы - это действия, которые лишены разумного основания, т. е. «Я так хочу и все!». Они вызываются слабостью ребенка и в определенной степени тоже выступают как форма самозащиты.
Проявления капризов:
- желание продолжать начатое действие даже в тех случаях, когда ясно, что оно бессмысленно, не приносит пользы.
- в недовольстве, раздражительности, плаче.
- в двигательном перевозбуждении.
Педагогическая ситуация
Семья из четырех человек : папа, мама, сын и дочь.
Папа уезжает на работу в другой город на неделю, мама остается с детьми. Мальчику-6 лет, а девочке – 4 года, мама назначает мальчика на время отсутствия папы старшим в семье. Мальчик на протяжении определенного времени руководил членами семьи, ему так понравилась эта роль, что когда папа возвращался с работы, он все равно считал себя главным в семье. Мама начала его в этом поддерживать: «он маленький ему можно все…».
Мальчик стал требовать к себе повышенного внимания, перестал адекватно реагировать на замечания взрослого, в семье начались проблемы в воспитании сына.
На замечания отца ребенок кричал, плакал, бился в истерики, а отец реагировал резко и грубо. Мама обвиняла отца в плохом воспитании ребенка и заняла позицию «кнута и пряника».
Если мальчик не хотел выполнять мамину просьбу или не хотел идти в детский сад ему предлагалось взамен на выполненную просьбу купить робота или конструктор.
С родителями, педагог-психолог и воспитатель проводили индивидуальные беседы, анкетирование, чтобы выявить проблему и дать правильные советы. С ребенком проводились индивидуальные занятия, игры по методикам.
Мама на контакт со специалистом вступала без желания, обижалась, что педагоги предвзято относятся к ее ребенку.
И
Детские истерики
Они кричат, топают ногами, плачут, падают на пол, швыряют игрушки – такое поведение детей знакомо большинству родителей. И что же в такой момент делать бедным мамам и папам, чтобы не ухудшить ситуацию и справиться со своим чадом, не потакая при этом ему? Для начала, следует разобраться в причинах возникновения подобных выходок ребенка. Их может быть несколько.
Во–первых, детское желание получить что – либо сию же минуту. Естественно, в ряду сложившихся каких - либо обстоятельств, взрослые не могут дать ребенку то, что он просит, следовательно, с его стороны начинается истерика. Маленькие дети не способны понять и осознать то, почему родители не могут удовлетворить в данный момент их желания.
Во-вторых, ребенок в возрасте двух - трех лет еще не умеет четко и правильно объяснять взрослым, чего же он хочет на самом деле в данный момент. Бывает, что большинство родителей, даже не дослушав требования своего чада, уже говорят «нет», вследствие чего ребенок начинает плакать.
В-третьих, еще одной не менее важной причиной детских истерик является – неумение ребенка самостоятельно, что - либо выполнить. К примеру: 3 летний малыш собирает пазлы, у него не получается, он пробует вновь, и снова неудача, малыш начинает плакать и нервничать. Подходят родители, начинают критиковать и отказываются помочь своему малышу. Ситуация усугубляется.
Конечно, сложно родителям кричащего чада сохранять спокойствие, но очень важно не кричать и не наказывать в этот момент малыша, это приведет к нежелательным последствиям. Потакать детскому плачу тоже не следует, иначе ребенок будет всегда пользоваться данным методом, чтобы получить желаемое. Как утверждают психологи, дети привлекают к себе внимание различными способами, поэтому лучше всего игнорировать его крики. Он увидит, что родители не обращают на него внимания, начнет кричать еще сильней, но спустя некоторое время поймет, что все это бесполезно и родители не будут действовать, так как ему надо.
Дима (4 года) принес в группу пистолет и дал поиграть Сереже.
Илья тоже захотел этот пистолет и стал забирать у Сережи пистолет, завязалась борьба за пистолет. Дима объяснил Илье, что пистолетом будет играть Сережа. Илья закатил истерику: стал кричать, топать ногами. Сережа пожалел мальчика и отдал пистолет.
Воспитатель побеседовала с Ильей о его поведении и объяснила, что игрушками нужно делиться с другими детьми, дружить с ними, не кричать, не топать ногами. Нужно брать пример с Димы быть