Наталья Малахова
Консультация для воспитателей «Использование сказки в учебно-развивающей деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
К пяти годам ребёнок знает уже достаточно много сказок, умеет отвечать на вопросы, может пересказать отдельные эпизоды или даже сюжет целиком. И мы решили поставить более сложную задачу для того, чтобы ребёнку легче было понять содержание сказки более полно, запомнить её и в дальнейшем пересказывать без каких – либо затруднений. А самое главное научить ребёнка думать, рассуждать.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Сказки. Консультации для родителей
- Темочки
Одно из важных читательских умений выделять в сюжете главное, несколькими словами передать содержание отдельной сцены. Мы стали учить этому детей на простых, коротких сказках.
Мы предложили делить сказки на главы, то есть составлять план.
Прочитав сказку целиком, задавали детям вопросы по её содержанию. Но кроме простых вопросов, которые помогали ребёнку пересказать какой – либо эпизод, описать героя и т. д., стали задавать более сложные. Это были вопросы, направленные на выяснение скрытых, не описанных непосредственно, связей между разными действиями, явлениями, ситуациями.
Вопросы, типа что? Где? Когда? Побуждают ребёнка вспомнить что – то конкретное уже описанное в произведении. Вопросы типа почему? для чего? требуют обдумывания прочитанного. Приходится сопоставлять разные эпизоды между собой, рассуждать, делать выводы. Детям было очень сложно, и ответы были спонтанные, односложные. Мы задавали наводящие вопросы до тех пор, пока ребёнок сам не придёт к правильному выводу.
Дети не умеют читать, а тем более писать в возрасте пяти лет. Поэтому наш план мы зарисовывали на бумаге. Для начала делили лист на нужное (примерно) количество частей. Эти части пронумеровывали. Все вместе обсуждали, как будет называться часть сказки, и дети предлагали, что можно нарисовать. Мы показывали символичный рисунок на доске, а дети перерисовывали его на свой листок (или предлагали и рисовали свой вариант). Символичные изображения очень удобны для фиксации глав, они не отвлекают внимания ребёнка от основной задачи, не требуют высокой техники рисования, и учат отражать главную, более содержательную деталь. Поэтому для умственного развития имеют огромное значение. При создании изображения (поначалу)нужно обсуждать с детьми значение каждого символа. Корона – принц или принцесса, голова с клювом – птица, уголки губ, приподнятые вверх – радость, вниз – грусть и т. д. С помощью таких рисунков легко запомнить содержание любого текста.
Дети стали старше. От простых, коротких произведений мы стали переходить к более сложным. Возросшие возможности ребёнка позволяли делать рисунок самостоятельно, лично по своим ощущениям. С удовольствием делились друг с другом, почему нарисовали именно так, а не иначе. Дети стали рассуждать, доказывать, находить более правильное решение.
Чтобы интерес к составлению плана не пропал, мы призвали родителей на помощь. Давали задание домой, придумать свою сказку, не знакомую никому. Нарисовать по ней план и рассказать сказку детям в детском саду. Дети с большим интересом слушали и рассказывали свои сказки, придуманные с папой и мамой. Некоторые более творческие родители, не только рисовали, а делали аппликации из бумаги, природного и бросового материала. Коллаж из картинок и даже объёмный.
Составление плана и его зарисовка очень интересная и полезная форма работы не только со сказкой, но и с другими произведениями. Но увлекаться этим не стоит, т. к. у детей должно быть и непосредственное восприятие произведения. Обычно оно оказывается более насыщенным эмоционально, особенно, если взрослый, читающий его вслух, сам достаточно увлечён.
Всё должно быть в меру, особенно по отношению к детям.
И мы, взрослые, должны выбрать способ, который более интересен детям.