Анна Нехорошева
Познавательное развитие дошкольников по ФГОС. Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций
Несмотря на то, что вопрос о роли проблемных ситуаций в познавательной деятельности дошкольников специально в детской психологии не рассматривался, в ряде исследований приводятся данные, имеющие к нему непосредственное отношение. Так, Ж. Пиаже, отмечая дооперациональный эгоцентризм ребенка, его неспособность произвести децентрацию, охарактеризовал мышление дошкольника как нерефлексивное и нечувствительное к противоречиям. Подобный вывод равносилен отрицанию всякой роли проблемных ситуаций в развитии мышления детей. Прямо противоположный результат получен в исследовании А. В. Запорожца и Г. Д. Лукова, в котором экспериментально было показано, что дошкольники могут осознавать противоречивость своих суждений. В работе Н. Н. Поддьякова также отмечается, что усвоение детьми «системы знаний, отражающей тот или иной объект в различных, в ряде случаев противоречивых, аспектах, обеспечивает гибкость, динамичность детского мышления».
Публикация «Познавательное развитие дошкольников по ФГОС, Особенности восприятия дошкольниками проблемных ситуаций» размещена в разделах
- Игровые проблемные ситуации
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Анализ приведенных работ дает основание полагать, что умение ребенка отражать проблему, противоречивость ситуации выступает в качестве особого, еще не изученного условия развития его мышления. Как правило, познавательная активность ребенка исследуется в ходе преобразования проблемных ситуаций. Учитывая, что процесс этот может осуществляться в двух направлениях; путем вычерпывания уже сформированных у ребенка средств и способов познавательной деятельности и путем перестройки имеющихся средств и формирования новых, адекватных данной ситуации, представляется целесообразным выделить класс проблемных ситуаций.
Выделение проблемных ситуаций обусловлено необходимостью ответа на вопрос о том, что заставляет ребенка вырабатывать новые средства и способы мышления и отказываться от старых. Например, трудность решения задачи еще не является показателем непригодности старых методов. Именно это обстоятельство подчеркивает Н. Е. Веракса. Он выдвинули предположение, что в качестве условий, стимулирующих рефлексивную, познавательную активность ребенка-дошкольника, выступают проблемные (Н. Е. Веракса называет их так же «противоречивые») ситуации. Они рассматриваются в контексте тех средств мыслительной деятельности, которыми располагает ребенок к моменту выполнения задания.
В свою очередь, проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает ребенка искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы. Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность дошкольника в процессе обучения. По мнению некоторых исследователей, проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений. Вопрос о роли проблемной ситуации стал рассматриваться, прежде всего, психологами в связи с задачами активизации познавательной деятельности детей. В психологическую структуру проблемных ситуаций входят следующие 3 компонента: неизвестное достигаемое значение или способ действия, познавательная потребность, побуждающая дошкольника к интеллектуальной деятельности и интеллектуальные возможности ребенка, включающие его творческие способности и накопленный опыт. Создание проблемных ситуаций, определяющих начальный момент мышления, является необходимым условием организации процесса обучения, способствующего развитию продуктивного подлинного мышления детей, их творческих способностей.
Что же включает в себя проблемная ситуация? Каковы ее основные элементы? Так как в роли одного из главных компонентов проблемной ситуации психологи выделяют неизвестное, раскрываемое в проблемной ситуации, для того, чтобы ее создать, нужно поставить ребенка перед необходимостью выполнения такого задания, при котором подлежащие усвоению знания будут занимать место неизвестного. Уже факт столкновения с трудностью невозможностью предложенного задания при помощи имеющихся знаний и способов рождает потребность в новом знании. Эта потребность является основным условием возникновения проблемной ситуации и одним из главных ее компонентов. В качестве еще одного компонента проблемной ситуации выделяют возможности дошкольника в анализе условий поставленного задания и усвоения нового знания.
Таким образом, установлено, что ядром проблемных ситуаций должно быть какое-то значимое для ребенка рассогласование, противоречие. Противоречие - основное звено проблемных ситуаций.
Сама проблемная ситуация создает определённый эмоциональный настрой воспитанников. Создавая проблемные ситуации, воспитатель, по нашему мнению, должен находить и приемы побуждения познавательного интереса детей к проблеме, заданию. Рубенштейн С. Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс. В проблеме имеются неизвестные, как бы незаполненные места. Для из заполнения, для превращения неизвестного в известное необходимы соответствующие знания и способы деятельности, которые у человека поначалу отсутствуют».
Проблема – реальное затруднение на пути к достижению и выполнению какой-либо деятельности. Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, это задача, которую необходимо решить исходя из противоречий. Педагогу важно не упустить момент помочь детям увидеть несоответствие, противоречие, на которое отреагировал один или несколько детей, и включить их в активную поисковую деятельность. Человек, как считает С. Л. Рубинштейн, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом.
Таким образом, создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы и, что очень важно, приучаем не бояться допускать ошибки, не читаем нравоучений. Ведь это порождает робость. Как считает A.M. Матюшкин, боязнь допустить ошибку сковывает инициативу ребенка в постановке и решении интеллектуальных проблем. «Боясь ошибиться, он не будет сам решать поставленную проблему - он будет стремиться получить помощь от всезнающего взрослого. Он будет решать только легкие проблемы», что неизбежно приведет к задержке интеллектуального развития. Очень важно, что ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях, и т. п. Педагоги, в свою очередь, не должны забывать, что проблемные ситуации важно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни.