Ирина Федотова
Консультация для воспитателей «Методы и технологии в работе с детьми по развитию связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребенка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Публикация «Консультация для воспитателей „Методы и технологии в работе с детьми по развитию связной речи“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром. Знаковая система языка – морфемы, слова, словосочетания, предложения – кодирует окружающую человека действительность.
Основная цель образовательной области «Речевое развитие» по ФГОС ДО является – формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
В методику работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи входит :
Формирование словаря
Обогащение и уточнение словаря осуществляется не только за счет слов, понимание которых формируется в процессе продуктивной деятельности детей, но и с опорой на имеющиеся у ребенка представления об окружающем мире. Овладение словарем это не только усвоение слова и его понимание, но и обязательно его активное употребление.
Освоение грамматического строя речи.
Развитие у детей умений :
Правильно употреблять несклоняемые существительные
Согласовывать слова в предложении в роде и числе
Правильно употреблять существительные во множественном числе
Образовывать существительные при помощи суффиксов и глаголы при помощи приставок
Формирование звуковой культуры речи.
Использование артикуляционной гимнастики, специальных игр и упражнений, направленных на формирование звуковой культуры речи.
Приобщение к художественной литературе.
Знакомство с художественными произведениями, разными жанрами.
Формирование связной речи.
Обучение детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картине и картинкам с последовательно развивающимся действием.
Развивать связную речь –логически последовательное и грамматически правильное изложение мыслей, точно и образно передающее содержание – задача не из легких.
Важно при обучении пересказу важно правильно подбирать текст, он должен эмоционально захватить ребенка, чтобы он с интересом слушал
его много раз, как в исполнении взрослого, так и в пересказе детей.
Также внимание уделяется работе с картинками. Совершенствуется умение детей озаглавливать отдельные картинки и несколько картинок одновременно; рассказывать содержательно и последовательно, руководствуясь планом.
Я расскажу о нескольких технологиях по развитию связной речи дошкольников на основе восприятия зрительных образов, картинок.
«Расскажи по картинке» (картинки с последовательно развивающимся действием)
Работа происходит в 2 этапа:
-выстроить в логическую цепочку несколько связанных друг с другом по смыслу, но перемешанных изображений.
- составить связный рассказ, опираясь на картинки.
В зависимости от возраста изображений может быть разное количество, обычно от 3 до 6.
Рассматривая такие картинки дети с удовольствием выстраивают их в определенной последовательности и комментируют свои действия, употребляя довольно много как простых так и сложных предложений.
Я, в своей работе с детьми использую серию последовательных картинок, в том числе и для пересказа знакомых художественных произведений.
Ушинский писал «Учите ребенка каким- нибудь неиизвестным словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
Требования Стандарта к результатам освоения программы, представленные в виде целевых ориентиров дошкольного образования говорят нам о том, что ребенок должен достаточно хорошо владеть устной речью, уметь выражать свои мысли и желания, используя речь для выражения своих мыслей и желаний, чувств.
Предлагаю вам сегодня Мнемотехнику, которая помогает детям хорошо овладеть связной речью.
Вспомните знакомую всем с детства фразу для запоминания цветов радуги. (Каждый охотник желает знать где сидит фазан).
Для запоминания падежей (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку). Это мнемотехника, просто тогда мы не знали, что это так называется.
Мнемотехника - техника развития памяти. Слово происходит от греч. «mnemonikon» - искусство запоминания. Это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации.
Основной секрет мнемотехники- ассоциация, т. е. связь нескольких образов. Увидев один конкретный предмет, ребенок вспоминает и все остальные образы.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.
Мнемотехника строится от простого к сложному: мнемоквадрат – одиночное изображение, мнемодорожка – ряд картинок, мнемотаблица- схема, в которую заложен текст.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом для развития связной речи и используются с целью:
Заучивания стишков, отгадывании загадок, пересказывании текстов, при составлении описательных рассказов.
Одной из видов работ с картинками является «Круги Луллия». (основатель идеи Раймонд Луллий)
Применение данной технологии позволяет достичь наиболее высоких результатов в работе по развитию речи. Данное пособие вносит элемент игры в образовательную деятельность, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Книги жанра – виммельбух. Что это такое? Это такая разновидность книг, состоящая либо полностью, либо практически полностью из картинок. Название происходит от немецкого Wimmelbuch – книга с мельтешащими картинками. А название такое дано, потому, что на страницах виммельбухов невообразимо много героев, каждый из которых занят чем-то своим.
Виммельбух своей особенностью позволяет увлечь любого ребенка процессом познания, т. к. он читает ее по картинкам, а значит является ведущим, главным. Данная техника позволяет решать задачи:
Обучать детей сотавлению рассказов по картинке
Формировать навыки сознательного и сосредоточенного изучения
Способствовать расширению обьема и активации словаря, пониманию значения слова
Развивать умение формировать свое отношение к увиденному.
Я предлагаю поэтапную работу с картинкой
1 этап- рассматривание картинки
2 этап- игра с картинкой (напр. Искалочки, сходства и различия, обобщающие понятия. Кто что делает? Глаголы, «Кто больше назовет действий?» «Скажи какой, какая? «Найди пару» и т. д.»)
3 этап – придумывание историй из жизни героев картинки. С помощью вопросов почему? Откуда? Зачем? Дети выстраивают сюжетную линию. Данные вопросы помогают детям думать, размышлять, делать выводы. Они требуют не кратких, а развернутых ответов, способствуют развитию речи.
Все вышеперечисленные технологии уместно использовать при работе с детьми в разновозрастных группах. Так как в каждой из них можно ставить перед собой цели с последующим усложнением. Такой вид деятельности заинтересует детей младшего дошкольного возраста (в доступной форме, а также вызовет познавательный интерес и речевую активность у детей старшего дошкольного возраста.