Голянкина Елена Владимировна
Консультация для воспитателей «Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Дидактический синквейн как метод обучения
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьезных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приемов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Публикация «Консультация для воспитателей „Использование метода дидактического синквейна для речевого развития старших дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Старшая группа
- Темочки
Инновационность данной методики состоит в том, что исключается лишнее, а выделяется главное. Эта технология универсальна, она не требует особых условий применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению словаря, дает педагогам возможность оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, развивает психические функции (память, внимание, мышление) и позволяет ребенку быть активным творческим участником образовательного процесса. При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. А самое главное то, что синквейн получается у всех и при составлении синквейна у детей вырабатывается способность к анализу, что полезно для развития речи детей. Синквейн — это не способ проверки знаний детей, это способ на любом этапе занятия проверить, что находится у воспитанников на уровне ассоциаций.
Синквейн (от фр. – шаблон) – пятистрочная стихотворная форма, возникшая в России в начале ХХ века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (с 1997 года в России) в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями образовательной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Чем богаче будет словарный запас ребенка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.
Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально. Необходимо поощрять синквейны, в которых содержится наиболее точная характеристика различных сторон темы или предмета.
При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное – это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. Метод синквейна можно применять не только воспитателями группы, но и на занятиях логопеда, художественно-творческой деятельности, музыке.
2. Правила составления синквейна
1 строчка – одно ключевое слово – название стихотворения, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведение, имя героя и т. д.);
2 строчка - два слова (прилагательные или причастия). Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна, слова можно соединять союзами или предлогами.
3строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.
4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.
5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, философской обобщение, выражает личное выражение и эмоцию автора к теме в первой строчке, обычное существительное.
Четкое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Для улучшения текста в четвертой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке – два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять – весело и полезно и легко! Развивается интерес к окружающему миру.
Одна из целей составления синквейна – добиться умения выделять главную мысль текста, а также кратко выражать свои мысли.
В чем же эффективность и значимость синквейна? Во-первых, его простота. Синквейн могут составлять все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом. Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу, а также для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.
3. Примеры синквейнов
1. Кто? Собака
2. Какая? Мохнатая, большая
3. Что делает? Спит, играет, лает.
4. Предложение. Мне нравится играть с собакой
5. Ассоциация. Друг
1. Лиса
2. Хитрая, пушистая, рыжая
3. Крадется, ловит, прыгает
4. Не люблю – хитрит и обманывает
5. Съела колобка
На основе синквейна строится работа по обучению рассказыванию.
Пример составления рассказа по синквейну:
Заяц.
Белый, пушистый.
Боится, пугается, убегает.
Я жалею зайца.
Дикое животное.
Рассказ: «Заяц белый, пушистый. Живет в лесу. Заяц боится волка и лису, он пугается и убегает от них. Мне жалко зайца. Зимой диким животным трудно жить»
Технология синквейн – открывает новые возможности; помогает оптимизировать работу педагога. Использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход; способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий; является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала; носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.
- Синквейн помогает пополнить словарный запас.
- Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна - процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн – это также способ контроля и самоконтроля (где дети могут сравнивать синквейны и оценивать их).
Выдающийся советский лингвист А. Н. Гвоздев писал: «Построение грамматически оформленных предложений – кульминационный процесс формирования речи у детей». Данное высказывание позволяет нам подчеркнуть важность и необходимость работы с детьми по методу синквейна.
Список литературы
1. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д. : Феникс, 2011. – 111с.
2. Акименко В. М. Новые логопедические технологии. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – 105с.
3. Гин А. А. Приемы педагогической техники. – М. : Вита-Пресс, 2004. – 88с.
4. И. О. Загнеев, С. И. Заир-Бек Критическое мышление: технология развития. Издательство «Скифия», «Альянс-Дельта».Спб. 2003г.
5. И. О. Загнеев, С. И. Заир-Бек, И. В. Муштавинская Учим детей
мыслить критически. – Спб: Издательство «Альянс-Дельта», 2003 г.
6. Н. Д. Душка Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005г.).
7. СПО: журнал: Российская академия образования, 2013г, №7.
8. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. - сост. : Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Ладога, М. Б. Зуйкова. 5-е изд., испр. и доп. М. : АРКТИ, 2010.
Приложения
Свои работы (синквейны) дети старшей группы оформляют в форме графических рисунков. Дети, умеющие читать, создают синквейн - записывая печатными буквами на листе бумаги.