Настя Лаврищева-Загрядских
Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дети дошкольного возраста очень восприимчивы. Им нравится узнавать новое, они хотят научиться тому, что могут взрослые. Поэтому важно содействовать этому стремлению, давать ребенку возможность полноценно развиваться во всех направлениях.
Целью воспитания до школы является развитие малыша по всем личностным параметрам. [1]
Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее образование, которое должно обеспечивать полноценное физическое и психологическое развитие малышей. [1]
Публикация «Использование метода-сказкотерапии, для адаптации и развития дошкольников» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Сказкотерапия в ДОУ — пожалуй, самый детский метод психологии, и один из самых древних. Ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказывать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно многим помочь ребёнку.
Первоначальные научные концепции, посвященные вопросу сказок, принадлежат к XVIII веку. Речь идет не только лишь о собирательстве фольклорных сказок, инициированном братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И. И. Винкельман, И. Г. Гаман, И. Г. Гердер, К. Ф. Моритц и др.). Сказку, равно как отображение глубокой психики человека, изучали такие специалисты по психологии как Э. Фромм, К. Г. Юнг и др. Это направление разрабатывалось российскими педагогами и специалистами по психологии Л. С. Выгодским, Д. Б. Элькониным, М. Осориной, А. С. Гнездиловым и др. Свое окончательное формирование в виде психолого-педагогической технологии «Комплексная сказкотерапия» получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии. [5]
Выраженный интерес ученых к проблематике, связанной со сказкотерапией и увеличивающееся с каждым годом количество научных публикаций по указанной тематике говорят об актуальности выбранной темы.
Этот метод предполагает использование сказочной формы для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствование взаимодействий с окружающим миром. [5]
На данном этапе развития психологии и педагогики пришли к мнению, что сказкотерапия - это не только процесс активизации ресурсов, потенциала личности. Занятия сказкотерапией также направлены на преодоление страхов, барьеров в общении; повышение уверенности в себе; развитие системы самооценки, самоконтроля и многое другое.
Сказкотерапия для дошкольников имеет свои определенные цели и задачи:
-Развитие речи ребенка;
-Развитие и формирование творческих способностей;
-Адаптация в коллективе;
-Умение преодолевать трудности;
-Добиваться поставленной цели;
-Расширение знаний об окружающем мире;
-Укрепление взаимосвязи родителей с детьми. [5]
Этот метод предполагает работу на ценностном уровне. Именно обращение к сказке позволит вспомнить о простых и глубоких истинах, заново открыть их. Именно обращение к сказке позволит напитать душу добром, создавая ресурс противостояния злу и хаосу.
Исходя из этих рассуждений психологи выделяют следующие Полезные свойства сказкотерапии:
1. Формирование положительных черт характера, следуя примеру сказочных персонажей.
2. Обучение в игровой форме, без принудительных методов.
3. Развитие умения различать и переживать эмоции, когда малыш «проживает» историю вместе с персонажами.
4. Формирование способности различать хорошие поступки от плохих.
5. Возможность осознать, что ребенок живет в большом и интересном мире, где много всего нового, что еще предстоит изучить.
6. Готовность строить взаимоотношения между людьми, изучая модели поведения сказочных героев.
7. Легкое исправление трудностей в поведении ребенка. Существует даже специальный вид сказок, написанный специалистами, учителями или самими же родителями, специально для мягкой коррекции поведения малыша.
8. Помощь в решении жизненных проблем, пусть еще таких маленьких. У детей тоже есть свои проблемы, такие же важные, как и у взрослых. И когда дитя не может найти правильный выход из той или иной ситуации – пригодятся сказки с терапевтическим эффектом, которые помогут залечить ранки на детской душе и посмотреть на происходящее с другой стороны.
9. Успокоение и приобретение положительного жизненного опыта. Для этого используются сказки только с положительными героями, в которых царят мир, добро и спокойствие. Такие истории помогают расслабиться, настроиться на хорошее. [2]
Сказками можно также лечить капризы и прихоти ребенка, его лень, неаккуратность, недовольство, нежелание ходить в детский сад или кушать. Прочувствовав сказку, малыш начинает легко корректировать свое поведение и делать соответствующие выводы. Можно сотню раз повторить ребенку, что он ленивый и не хочет убирать свои игрушки, и это не будет иметь никакого результата. А можно рассказать сказку, где ленивый герой попадал в разные неприятные ситуации из-за своей лени. И, наверняка, ребенок изменит свое поведение. Почему? Да просто потому, что его не заставляют и не принуждают, а он просто слушает историю. Сказка учит, а не ругает. И ничто не мешает ему думать, сравнивать, соотносить себя с неким персонажем
По мнению Т. Зинкевич-Евстигнеевой метод сказкотерапии, это «сокровенное, глубинное знание о мире и системе взаимоотношений в нем!» Значит, прикасаясь к истокам сказки, дети открывают в себе и в окружающем их мире то, что, может быть, в глубине души уже давно известно, и то, что сказка помогает им интуитивно понять. [5]
Какие же сказки подходят для сказкотерапии? Истории, используемые в сказках, должны полностью разграничивать добро и зло, в них не может быть персонажей с двойственными качествами. Если герои сказок и ребенок – одногодки, это упростит задачу, ему будет близок этот рассказ. Можно использовать народные сказки, можно и авторские.
Выделяют следующие Виды сказок, применяемых в работе с дошкольниками при сказкотерапии :
Народные сказки – вырабатывают нравственные и эстетические чувства.
Обучающие и развивающие сказки – увеличивают знания об окружающем мире, показывают как вести себя во всяких житейских обстоятельствах.
Диагностические сказки – позволяют оценить характер малыша. Если ребенок предпочитает сказки, где главным героем выступает злой персонаж, стоит задуматься о склонности ребенка к агрессии и жестокости.
Психологические сказки – они позволяют дошкольнику вместе с героем сказки переживать и преодолевать все невзгоды и неудачи, обретая уверенность и надежду на лучшее.
Медиативные сказки – отличаются отсутствием отрицательных персонажей и конфликтных ситуаций. Этот вид сказок создает позитивный настрой и положительный взгляд на жизнь. Формирует у ребенка оптимизм, спокойствие, жизнелюбие, позволяет снять напряжение и возбуждение. [3]
Также можно сочинить сказку для сказкотерапии. Сюжет должен следовать определенному алгоритму:
Жили-были… Это предисловие, знакомство с персонажами в самом начале. Для самых маленьких – это зверьки, игрушки, фрукты, овощи. После пяти лет – это волшебные сказочные герои. Для более старших ребят – это притчи, легенды, поучительные истории.
И вдруг однажды… В этом месте персонаж встречается с трудностями, схожими с проблемой ребенка.
Из-за этого… Здесь таится способ решения проблемы и описывается, как герои с этим справляются.
Кульминация. Добро побеждает зло, и персонажи успешно преодолевают все преграды.
Развязка. Концовка сказки всегда должна носить положительный характер.
Мораль сказки… Герои сказки делают выводы о произошедших событиях, после чего их жизни меняются в лучшую сторону.
Проводить занятия с использованием метода сказкотерапии очень просто. Подходит этот метод для всех возрастных групп.
В своей работе с детьми дошкольного возраста чаще всего использую методику Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. «Волшебная страна внутри нас!», а так же авторскую программу «Точка Пересечения». Такие занятия дети очень любят. Они сплачивают группу, позволяют детям научиться способам снятия напряжения, новым эффективным моделям поведения и др.
Предлагаю вашему вниманию сказку, составленную мной для средней группы. Сказка эта подразумевает поучительный посыл, использовалась в системе бесед на тему: «Вежливые слова».
«О ВЕЖЛИВОСТИ»
Ваня проснулся очень рано, вышел на крыльцо, протянул руки к солнцу и произнес:
«Здравствуй, солнышко! Тебя сегодня так много. Ты такое ласковое, нежное. Я тебя очень, очень люблю».
Вдруг солнце протянуло к Ване яркий луч, который неожиданно превратился в радужную волшебную палочку - Лучик.
Ваня испугался и чуть не выронил его.
Лучик весело и радужно сверкал, вдруг на нё м появились слова: «Загадай желание».
Мальчик вначале растерялся, а затем выпалил на одном дыхании:
«Я хочу компьютер, самой последней модели».
Ваня быстро вошел в свою комнату, смотрит, а на столе компьютера нет.
-Лучик, почему ты не выполнил моё желание, я давно мечтаю о компьютере, но у родителей нет возможности купить его?
-Ваня, я бы выполнил просьбу, но ты не сказал волшебное слово «пожалуйста», а без него я никакое желание не могу выполнить.
-Извини меня, Лучик. Пожалуйста, пожалуйста, сделай так, чтобы у меня появился новый, классный компьютер.
И вдруг Ваня увидел на столе компьютер,однако, не успел обрадоваться, как тот исчез.
Огорчился мальчик, опечалился. На глаза навернулись слёзы.
-Лучик, почему куда-то пропал компьютер? Я же извинился и сказал самое волшебное слово «пожалуйста».
- Ваня, ты забыл поблагодарить меня и солнышко за этот волшебный подарок.
-Лучик, пожалуйста, верни компьютер, я виноват, извини, больше никогда не буду таким невежей.
И тут на столе появился исчезнувший подарок. Перед Ваней стояла сбывшаяся мечта.
От радости мальчик запрыгал и звонко закричал:
«Лучик, спасибо большое тебе и солнышку. Никогда не забуду вашу доброту».
На это Лучик ответил:
"Мы рады были сделать подарок за то, что ты так сильно любишь солнце. Каждое утро с ним здороваешься, разговариваешь, играешь с солнечными зайчиками, загораешь. Будь всегда воспитанным, вежливым мальчиком и тебя жизнь будет часто одаривать, отвечать доброй взаимностью. "
Прошло много лет, Ваня стал папой, затем дедушкой.
Он всегда был вежливым, этому учил своих детей и внуков.
Золотые слова : здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста, извините, будьте добры, до свидания были всегда у него в копилке вежливых слов.
А вы,ребята, вежливые?.
Пусть история со Стасиком послужит вам хорошим уроком в жизни.
Подводя итоги, можно сказать, что сказкотерапия для детей – интересный и занимательный способ избежать возрастных проблем у ребенка. Попробуйте подобрать золотой ключик к этой сказочной дверце, и она обязательно откроется вам.
Список литературы:
1. Волчков, И. В. Психология для малышей [текст] / И. В. Волчков. - М. : Педагогика- Пресс, 1996.
2. Соколов, Д. В. Сказки и Сказкотерапия [текст] Соколов Д. – М. : Эксмо-Пресс, 2001.
3. Вачков, И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку[текст] И. В. Вачков. - М. ; Ось-89, 2007.
4. Гнездилов, А. В. Авторская сказкотерапия. Дым старинного камина[текст] А. В. Гнездилов. - Издательство: Речь, 2004.
5. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии[текст] Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб. : "Златоуст", 1998.