аноним
Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике
Здравствуйте уважаемые коллеги. Я работаю воспитателем в детском саду.
И представляю вашему вниманию опыт своей работы на тему: «Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике».
Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.
Публикация «Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике,» размещена в разделах
Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие операции мышления как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, и стимулирует интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.
Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.
Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. Поэтому она должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов, а также раскрывать существенное в объекте. Модель должна быть многофункциональной и понятной детям.
Особое место в дошкольном детстве занимают игры, так как игра это ведущий вид деятельности, важнейшая сфера самовыражения ребенка. Поэтому и весь образовательный процесс с детьми проходит в игре.
А в своей работе при обучении детей математике я использую игры - головоломки.
Головоломки — непростые задачи и чтобы решить их, нужна смекалка. Особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически.
Особое место среди используемых развивающих игр логико-математического содержания я отвожу плоскостным головоломкам - играм на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур.
Одна из игр-головоломок на плоскостное моделирование, которую я активно использую в работе с детьми - это танграм.
При работе с танграмом обучение детей проходит в несколько этапов.
Это знакомство с игрой. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: рассмотреть геометрические фигуры, сравнить их, затем попробовать составить фигуру из двух-трех элементов. Прикладывая детали, друг к другу дети смотрят, что получится: грибок, домик, елочка.
Затем можно переходить к упражнениям по складыванию фигур по заданной схеме. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки. На этом этапе я использую цветные схемы.
Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-силуэтам.
А теперь я предлагаю вам поиграть (практические задания для педагогов).
Я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата.
У детей в группе есть нарушения общей и мелкой моторики.
Головоломки помогают не только развитию познавательных способностей, но и развитию мелкой моторики и развитию речи.
Для детей я подбираю схемы и задания различной степени сложности, учитывая индивидуальные особенности, возможности детей (составляют по силуэту).
Сложность состоит в том, что ребенку нужно расчленить фигуру на более мелкие детали головоломки, увидеть геометрические фигуры. Дети всегда могут воспользоваться карточками – подсказками, где видна и последовательность расположения и сами фигуры.
В своей работе, помимо "Танграма" я использую и другие головоломки, такие как "Колумбово яйцо", "Вьетнамская игра", и "Листик".
Так как в нашем детском саду мы используем комплексно-тематическую модель планирования, то все игры-головоломки я разделила по тематике.
Изображения, которые можно собрать из деталей головоломок, позволяет мне знакомить детей с различными темами:
• транспорт («Листик,
• животный мир: птицы, дикие животные («Колумбово яйцо», домашние животные («Листик»,
• я-человек («Танграм»,
• мир природы («Вьетнамская игра»).
Практические задания для педагогов.
Еще одна интересная игра, которую я использую в своей работе это «Геоборд».
Геоборд состоит из плоского поля и гвоздиков, расположенных на поле
равноудалено друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резинки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос. Надевая резинку на гвоздики, получаются изображения различных фигур.
Я предлагаю поиграть и с геобордом (практические задания для педагогов).
Приемы работы с геобордом при обучении старших дошкольников математике разнообразны.
• Повторить изображение по схеме
• По словесной инструкции:
Загадки
Глубоко был спрятан он,
Раз-два-три - и вышел вон,
И стоит он на виду.
Белый, я тебя найду.
• Упражнения математического содержания «Найди пропущенное число», «Какое число после…», составляем геометрические фигуры и предметы, состоящие из геометрических фигур.
• Просто фантазировать! придумывая собственные изображения.
И я предлагаю вам тоже пофантазировать и изобразить ваше творчество на геоборде. Можете использовать дополнительные резинки.
Использование метода моделирования помогает решать в работе с детьми комплекс важных задач.
А теперь я хотела бы узнать ваше мнение о моей работе.
На ладошке, начиная с большого пальца, закрасьте палец, который соответствует одному из критериев.