Получи документы

Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»

Нелли Глазкова
Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Познавательный интерес-это особая избирательная направленность личности на процесс познания; ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний. в эту область человек стремится проникнуть, чтобы изучить, овладеть ее ценностями. В условиях обучения познавательный интерес выражен расположенностью ребенка к учению; к педагогическому познанию деятельности в области одного или ряда учебных предметов. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Познавательный интерес вполне можно назвать аккумулятором всех значимых для личности процессов, объединенных участливым отношение ее к избранной области познания. Пытливость, любознательность, причастность к происходящим событиям-все сопряжено с интересом, который проявляется в любых обстоятельствах, в деятельности, в жизни. Вот почему познавательный интерес прямым образом причастен к реализации функции воспитывающего обучения.

Публикация «Консультация для воспитателей „Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников“» размещена в разделах

Одним из средств формирования познавательного интереса является занимательность.

Элементы занимательности, игра, все необычное, неожиданное вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу познания, помогает им усвоить любой учебный материал. Поэтому, обучая маленьких детей, стараюсь внести в образовательный процесс элемент игры и занимательности, чтобы облегчить восприятие и снять у них утомление.

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью необходимо насыщать свою деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес ребенка. Можно использовать различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации, задача на смекалку, задачи-шутку, логические задачи.

Особое место занимают такие формы организации образовательного процесса, как нестандартные занятия: занятия-сказка, игра, путешествие, сценарий, викторина. На занятиях используются красочные плакаты, рисунки, вводятся сказочные герои, чтобы создать эмоциональный настрой детей.

Еще К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, В. О. Сухомлинский широко использовали народные сказки как эффективные средства воздействия на детей. русская народная сказка-это сокровище народной мудрости. Ее отличает глубина идей, богатство содержания, поэтический язык и высокая воспитательная направленность. Сказка- один из самых популярных и любимых детьми литературных жанров, потому что в ней и занимательный сюжет, и удивительные герои, сказка открывает ребенку мир человеческих чувств и взаимоотношений, утверждает доброту и справедливость. а также приобщает к русской культуре, к народному опыту, к родному языку.

Характерная особенность занятий, построенных на сюжете сказки- их комплексность, т. е. занятие объединено общим сюжетом. включающим в себя элементы, направленные на развитие речи, творческого воображения, памяти и внимания. логического мышления, пространственного воображения, коммуникативных качеств, координации и мелкой моторики, Занятия проводятся в игровой форме и развитие происходит в процессе игр, игровых упражнений и творческих игровых заданий.

Далее перейдем к рассмотрению отдельных методов и приемов работы со сказкой.

Моделирование сказок

Использование моделей для составления сказки позволяет детям лучше усвоить последовательность действий персонажей сказки и ход сказочных событий; развивает абстрактно-логическое мышление, умение оперировать символами и знаками; обогащает словарь, активизирует речь; воздействует на все органы чувств.

В работе можно использовать в качестве заместителей разнообразные геометрические фигуры.

Замена осуществляется на основе цвета и соотношения величин героев.

сказке "Три медведя" это три коричневых круга разного диаметра

сказке "Теремок"-полоски разной высоты и цвета ( соответствует цвету персонажа: лягушка-зеленая; лиса-оранжевая и т. д.)

сказке "Три поросенка"-три розовых круга и серый прямоугольник

С помощью заместителей взрослый может "загадывать" ту или иную сцену из сказки, а ребенок должен угадать, какую сценку ему показали, и рассказать ее. Такое задание можно давать, только когда ребенок достаточно хорошо знаком со сказкой, умеет отвечать на вопросы по ее содержанию.

Проблемные ситуации -это ситуации, для овладения не которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Вывод из проблемной ситуации-это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:

-Доктор Айболит должен перейти горы. Свою помощь ему предложили три птицы: ласточка, страус и орел. На какой птице полетит Айболит?

-Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы?

По сказкам, в которых сюжет развивается и герои выполняют чью-то поручения удобно организовывать занятия-путешествия. Дети путешествуют вместе с героем и помогают ему выполнять различные задания. К таким можно отнести: "Колобок", "Снежная Королева", "Гуси-Лебеди","Красная Шапочка","Вини-Пух","Кот в сапогах","Дюймовочка".

"Федорино горе"-посуда

"Муха-Цокотуха"-насекомые

"Гадкий утенок"-домашние птицы

Или подсказывает,какое упражнение или игру использовать :

-Федора называла посуду-(назови ласково0

-Посуда была разбита-(собери картинку)

-Насекомые попрятались от паука - (закрепляем употребление предметов)

-Кай складывал льдинки-(танграм)

-Красная Шапочка собирала по дороге- закрепление названия полевых цветов.

Возможности использовать сказочных сюжетов для развития детей безграничны.

Нужно только желание и немного фантазии.

Дошкольный возраст-это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только (особо) одаренных, но и всех детей. Общение с искусством доставляет огромное удовольствие в жизни дошкольников.

Все люди любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования,Сформированных навыков и знаний,приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования,поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью рисования в детском саду приводят к выводу о необходимости использования нетрадиционных техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово (нельзя, можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые,положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребенка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение творческой художественной деятельности с использованием нетрадиционной техник:

-Способствует снятию детских страхов;

-Развиваем уверенность в своих силах;

-Развивает в детях свободно выражать свой замысел;

-Развивает детей свободно выражать свой замысел;

-Побуждает детей к творческим поискам и решениям;

-Развивает умение детей действовать с разнообразным материалом;

-Развивает Чувство композиции, ритма, колорита, чувство фактурности и объемности;

-Развивает мелкую моторику;

-Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии;

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать :

- рисование пальчиками;

- оттиск печатками из картофеля, моркови.

- рисование ладошками;

Дети среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложными техниками:

- тычок жесткой полусухой кистью.

- печать поролоном;

- печать пробками;

- восковые мелки+гуашь

- свеча+акварель;

- отпечатки листьев;

- рисунки на ладошки;

- рисование ватными палочками;

- волшебные веревочки;

В старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более трудные методы и техники:

- рисование солью,песком, манкой;

- рисование мыльными пузырями;

- рисование мятой бумагой;

- кляксография с трубочкой;

- печать по трафарету;

- пластилинография;

Важную роль в развитии ребенка играет развивающая творческая среда, которая должна стимулировать ребенка на активную деятельность.

Успехов в развитии творческих способностей у ваших воспитанников.

Публикации по теме:

Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. Дидактические игры для формирования познавательного математического интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. Использование игр и упражнений для формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. (Из опыта работы) Воспитатель:.

Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью Использование инновационных методов для формирования осознанного отношения дошкольников к здоровью из опыта работы воспитателя МБУ №80 «Песенка».

Использование кейс-технологии для формирования культуры безопасности дошкольников Формирование культуры безопасности – это одна из актуальных задач дошкольного воспитания, которой практика воспитания, к сожалению, уделяет.

Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультацию.

Консультация для воспитателей ДОУ. Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Тема: Особенности формирования основ культуры питания у дошкольников. Подготовила: воспитатель 1 категории Клюкина Л. Н. Актуальность Когда.

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактический потенциал сказок» Сказка – одно из самых естественных средств воздействия на детей. Как дидактический материал они обладают следующими чертами: 1. Особой.

Консультация для воспитателей «Какие нужны игры для формирования личности ребенка?» Игра ребенка имеет свои особенности. Ее эмоциональная сторона часто определяется отношениями между членами семьи. Эти отношения вызывают.

Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками»Консультация «Развитие познавательного интереса и мелкой моторики рук дошкольников посредством игры со шнурками» На протяжении всей работы с детьми я убедилась, что работа с использованием шнурков идеально подходит для развития устной речи. Уровень.

Ознакомление с творчеством современных писателей как условие формирования познавательного интереса к литературе Войдя в третье тысячелетие, общество соприкоснулось с проблемой неуклонного снижения интереса к литературе, позднего вхождения детей в книжную.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»
Опубликовано: 22 октября 2017 в 00:36
+38Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для воспитателей «Использование сказок для формирования познавательного интереса дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Нелли Глазкова (УИ 469326) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД