Марина Рыжая
«Зоопарк». Открытое занятие по формированию представлений детей о многообразии животного мира в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формирование представлений детей о многообразии животного мира
Задачи
• Образовательные: расширять знания детей о насекомых, рыбах, хищниках, травоядных. Учить понимать зависимость между внешним видом животного, средой его обитания, особенностями питания; закреплять в активном словаре названия животных; актуализировать знания о профессиях сотрудников зоопарка и об их обязанностях; закреплять знания правил поведения в зоопарке;
• Развивающие: развивать связную речь.
• Воспитательные: прививать любовь к окружающему миру;
Словарная работа: хищники, травоядные, террариум, аквариум, кассир, экскурсовод.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Детки в клетке», К. О. Дмитриев «Зоопарк на столе», А. Клыков «Лисица», Т. Скребицкий «Заяц», “Белка”; рассматривание альбома «Дикие животные»; отгадывание загадок о диких животных.
Материалы и оборудование: макет «Зоопарк», конверт с приглашением, запрещающие знаки для посетителей зоопарка, билеты, дидактическая игра «Травоядные, хищники», дидактическая игра «Кто лишний?», волшебный лучик.
Методические приемы: сюрпризный момент,
• Словесные: художественное слово, вопросы, объяснение, указания.
• Наглядные: макет «Зоопарк». запрещающие знаки для посетителей зоопарка.
• Практические: дидактическая игра «Травоядные, хищники», «Кто лишний?»
• Игровые: сюрпризный момент, дидактическая игра.
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их и подарим им свои улыбки. Скажем все вместе «Здравствуйте!»
Воспитатель: Ребята, посмотрите нам пришло письмо. Нас пригласили на экскурсию.
А куда, отгадайте?
Это очень странный сад,
Звери в клетках там сидят,
Его парком называют,
Люди в парке отдыхают.
Там укрытия, вольеры,
За забором ходят звери.
Как мы этот парк зовём
И смотреть зверей идём?
Воспитатель: Правильно - это зоопарк.
Зоопарк – Это музей живой природы, в котором мы можем увидеть представителей живого мира всей планеты.
В зоопарке создаются условия, близкие к естественным условиям обитания животных. Здесь содержат диких животных целью их показа.
Мир животных очень разнообразен, они живут во всех странах нашей планеты. Мы же с вами не можем побывать во всех странах, чтобы увидеть какие животные там живут. В этом нам поможет посещение зоопарка. Ребята мы посетим мини зоопарк. Здесь мы узнаем о насекомых, рыбах и зверях. Узнаем о правилах зоопарка, и узнаем кто там работает.
Воспитатель: Ребята кто был в зоопарке с родителями? Каких зверей вы там видели?
И так, мы отправляемся в путь, а путь будет нам указывать волшебный лучик.
Вот мы с вами и пришли к зоопарку.
Воспитатель: Прежде, чем войти, нам нужно купить билеты. Где мы можем это сделать? (Ответы детей)
Воспитатель: Билеты можно купить в кассе, а продаст нам их сотрудник зоопарка – как он называется (ответы детей- кассир). Чтобы получить билеты, мы выполним задание. Расскажите пожалуйста, что обозначают эти знаки?
Правила поведения в зоопарке указаны при входе :
Дети берут знак и объясняют
1) Не кормить. (Не знаем, что ему можно, а что нельзя. Животное может отравиться).
2) Не шуметь. (Животное может испугаться и покалечить себя или окружающих).
3) Не трогать и не дразнить. (Зоопарк – это дом животных. Мы в гостях у них. А как мы ведём себя в гостях? Нельзя заставлять животных нервничать или злиться, если мы не хотим быть исцарапанными или укушенными).
4) Не просовывать руки и не перелезать через ограду.
Воспитатель: Ребята, у вас есть билеты, теперь мы можем пройти в зоопарк. Ответьте на вопрос, кто в зоопарке нам может рассказать о животных? (Ответы детей -Экскурсовод). Все верно, сегодня я буду вашим экскурсоводом, а помогать мне будет волшебный лучик. Давайте мне ваши билеты, и проходите знакомится с животными.
Террариум с насекомыми.
Воспитатель: Лучик нам указывает на террариум. Ребята, что это такое? (ответы детей) Террариум - это емкость, где созданы необходимые условия для содержания насекомых. Ребята, каких насекомых вы видите? (божья коровка, кузнечик, оса, пчела). Какую пользу они приносят человеку?
Дети: (Божья коровка ест тлю, которая наносит вред растениям; муравей уничтожает вредных насекомых; осы уничтожают многих вредителей и уменьшают численность мух, пчелы- опыляют деревья, приносят мед; кузнечик- ест тлю, и является пищей для многих птиц)
Воспитатель: Чем насекомые отличаются от других животных?
Дети: (Главное отличие - 6 лап, тело разделено на 3 части -голова, грудь, брюшко; у большинства насекомых есть крылья; насекомые появляются на свет из яиц либо личинок) Само название «насекомое» также напрямую связано с особенностями строения тела: на брюшке расположены специфические насечки, с которыми и связано название.
Воспитатель: - Ребята, теперь вы знаете чем отличаются насекомые. Предлагаю вам поиграть в игру «Кто лишний?». Проходите к столу.
Насекомые
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем:
(сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом.
(Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит?
(вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь!
(прячем руки за спину)
Игра «Кто лишний?»
Правила игры: (Ребята перед вами изображены животные, но одно из них лишнее. Обведите в круг лишнее животное) (Дети садятся за стол, у каждого лист с заданием, необходимо выбрать кто лишний) (Воспитатель задает детям вопрос, почему именно это животное лишнее)
Аквариум
Воспитатель: Ребята мы еще не всех животных посмотрели, давайте посмотрим куда дальше указывает наш волшебный лучик. Ребята как называется емкость, где живут рыбы? (ответы детей). Правильно, аквариум - это большая емкость с водой, где обитают морские животные. Его стеклянные берега дают возможность увидеть многообразие этого удивительного мира. Ребята кого мы видим в аквариуме?
Предлагает детям выделить общие признаки рыб: строение - обтекаемое тело, покрытое чешуей; голова, туловище, гибкий хвост и плавники; рыбы живут в воде; плавают; детеныши выводятся из икринок.
Ребята дайте мы с вами превратимся в рыб и поиграем.
Физкультминутка «РЫБКА»
Рыбка плавает в водице,
(Сложенными вместе ладонями дети изображают, как плывет рыбка.)
Рыбке весело играть.
(хлопают в ладоши)
Рыбка, рыбка, озорница,
(Грозят пальчиком.)
Мы хотим тебя поймать.
(Делают хватательное движение обеими руками.)
Рыбка спинку изогнула,
(Руки над головой, прогибаемся в спине)
Крошку хлебную взяла.
(Приседаем)
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка быстро уплыла.
(Снова «плывут».)
Клетки с дикими зверями.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, куда указывает лучик. Он указывает на клетки с дикими зверями. Давайте посмотрим, кто там живет.
Дети называют животных, указывая, где живет, чем питается, чем отличается. (В клетках слон, зебра, жираф, бурый медведь, белый медведь, лев).
Когда дети рассказывают о животных воспитатель задает вопросы: «Если животное заболеет, кто будет его лечить? (ветеринар). Кто привозит корм животным, а что еще делает водитель? Кто кормит животных? (смотритель). Кто остается в зоопарке, когда все сотрудники уходят домой? (сторож)
После описания каждого животного воспитатель уточняет: «Если животное ест траву как оно называется, а если ест мясо?»
Воспитатель: Дети давайте обобщим, что общего есть у этих животных. Кто нам расскажет? - Есть туловище, голова, четыре ноги и хвост. На голове расположены глаза, уши, нос и рот. Тело зверей покрыто шерстью. У зверей детеныши рождаются и питаются молоком, поэтому их называют млекопитающие.
Воспитатель: Ребята, могут ли хищники и травоядные жить вместе? Почему?
Игра «Хищники, травоядные»
Воспитатель: - У меня были карточки со всеми животными, они перемешались. Помогите мне пожалуйста распределить хищников и травоядных.
(На столах перемешаны картинки травоядных и хищных животных). Нужно разместить травоядных в один вольер, а хищников – в другой. Дети делятся на две команды. Одна команда ищет картинки с травоядными, другая с хищниками.)
- Молодцы. Справились с заданием.
Заключительная часть
Воспитатель: Наша прогулка по зоопарку подходит к концу, животным нужно отдыхать, а нам пора возвращаться в детский сад!
Дети, где мы с вами сегодня побывали? Кого мы сегодня видели? Что нового узнали? Как нужно относиться к животным? Молодцы!
- Мир природы разнообразен. Животные бывают разные. Мы должны бережно относиться к окружающей нас природе. Ближайший к нам зоопарк находится в г. Ростове - на Дону.
Директор зоопарка, который пригласи нас на экскурсию, передал вам подарок- это энциклопедия, где вы можете познакомится с другими видами животных и узнать много нового о них.