Нажмутдинова Назира
Консультация для воспитателей «Игры на развитие связной речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для воспитателей
В современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. Связная речь- это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам : либо потому, что связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связаны не выявлены надлежащим образом в его речи.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Основная функция связной речи – коммуникативная.
Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности в основном виде деятельности детей – игре.
ИГРА № 1 «Какой? Какая? Какое?»
Берется любой предмет или игрушка. Например: игрушка – котенок. Передаем котенка и называем прилагательные. Нужно как можно больше дать ответов на вопрос: КАКОЙ? (красивый, пушистый, чистый, зеленоглазый, маленький, черноносый, смешной, веселый, игривый, добрый и д. т.). Эта игра способствует еще и словотворчеству детей. Дети иногда придумывают разные интересные слова.
ИГРА № 2. По такому же принципу проходит игра «Что могут делать?», но речь будет обогащаться глаголами.
Что может делать собака? – лаять, ходить, бегать, кусаться, сторожить, охранять, кушать, рычать…
ИГРА № 3 «Чего на свете не бывает»
Цель: научить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки – нелепицы.
Рассмотрев картинки- нелепицы, нужно попросить ребенка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
ИГРА № 4 «Интервью». Сначала познакомьте детей с новыми словами.
Интервью – беседа, предназначенная для передачи по радио, телевидению или в газете.
Репортер – тот, кто задает вопросы.
Респондент- тот, кто отвечает на вопросы. Надо научить детей смело говорить микрофон. Для этого попросите детей по очереди что-нибудь сказать в микрофон, хотя бы сосчитать до 10 прямым и обратным счетом. Затем между детьми распределяются роли. Обсуждаются возможные темы.
(Если есть магнитофон).Настраивается магнитофон. Репортеры начинают задавать вопросы. Потом беседу коллективно прослушивают и обсуждают.
Возможные темы: обсуждение похода в театр и просмотренной пьесы; обсуждение праздника, выставки рисунков, интересной книги, самого интересного события за неделю.
Варианты игры :
1)воспитатель интервьюирует ребят,
2)дети берут интервью у воспитателя,
3)родители интервьюируют ребенка,
4)ребенок берет интервью у родителей.
ИГРА № 5. «Внимание! Розыск!»
Развиваем связную речь, внимание и наблюдательность. В эту игру играют не меньше 5 человек. Иначе не интересно. Ведущий говорит: Я разыскиваю подругу (друга). У нее голубые глаза, темные длинные волосы, она любит собак и не пьет молоко.
Тот, кто первым догадается, о ком из детей идет речь, становится ведущим.
В игре с маленькими детьми допускается описывать одежду.
ИГРА № 7 «Ждем гостей».
Ведущий: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы».
Ребенок: «К нам сегодня придут гости. Давайте составим программу развлечений. Можно устроить аттракционы, показывать фокусы».
Следующий игрок повторяет фразу и добавляет то, что считает нужным.
ИГРА № 8 «Путешествие»
Воспитатель говорит : «Наш корабль отправляется в длительное путешествие. В путешествии может пригодиться любая вещь, поэтому, собираясь в дорогу нужно быть внимательным, чтобы ничего не забыть. Что с собой возьмем на звук «К!». Первый начинает и говорит» «Берем кошку!» Другой: «Консервы». «Кастрюли!».Если слов на эту букву уже много сказано, можно продолжить так: «Первая палуба уже занята. Давайте заполнять следующую, на букву «Р» (проводится игра)
ИГРА № 9 «Эстафета»
Воспитатель называет какое- либо время года и передает палочку – эстафету одному ребенку. Тот должен назвать один из признаков этого времени года и передавать палочку следующему ребенку. Дети говорят предложениями.
Например, воспитатель «Наступила осень»
Дети: «В нашем саду – листопад» «С деревьев падают листья», «Солнце уже не греет, как летом», «Часто идут дожди», «Люди надели осеннюю одежду», «Птицы собираются в стаи и улетают на юг», и т. д.
ИГРА № 10 «Цветы на день рождения (называется любой сказочный герой)».
Например, нужно помочь Смешарикам собрать букет девочки Маши, которая пригласила их на свое день рождение. Но чтобы купить цветы в их сказочном саду, нужно назвать сравнения для какого – то слова. Им досталось слово… (дождь).
Задача игроков - привести убедительное сравнение; повторяться запрещается. Например: дождь, как водопад, как барабанщик, как капельки из водопроводного крана, как душ, как колыбельная песня, как дятел и другие.
Все эти игры помогут совершенствовать связную устную речь детей.