Инна Андрианова
Консультация для родителей «Формирование экологического сознания у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Формирование экологического сознания у дошкольников»
Актуальность: Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Обостренное внимание к экологическим проблемам в мире, от решения которых зависит будущее человечества и каждого человека в отдельности, стали причиной, побудившей нас пересмотреть содержание экологического воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении.
Публикация «Консультация для родителей „Формирование экологического сознания у дошкольников“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В «Программе воспитания в детском саду» предусмотрено всестороннее развитие детей. Общая цель программы воспитания в МДОУ– личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых национальных ценностей российского общества через формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе. В процессе деятельности детей формируется личность ребенка.
Основу содержания деятельности детей составляют те знания и умения, которые образуются у них в процессе знакомства с окружающим, в частности с природой. Ознакомление с природой – одно из главных средств всестороннего развития дошкольников. Оно осуществляется в процессе образования в их сознании конкретных знаний о явлениях живой и неживой природы. Природа окружает ребенка с ранних лет. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, во многом зависит от взрослых, направляющих его развитие.
Цель: формировать у детей осознанное понимание взаимосвязей живого и неживого в природе.
Задачи:
• формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
• воспитывать у детей заботливое отношение к природе путем целенаправленного общения их с окружающей средой;
• формировать навыки культуры поведения в природе;
• расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными;
• расширять представления о том, что в природе все взаимосвязано.
Наш детский сад находится в непосредственной близости от родника «Сердце города» и речки Мокрая Буйвола, что дает возможность детям проводить наблюдения и исследования за явлениями живой и неживой природы.
В детском саду и в группах создана предметно-развивающая среда, которая включает в себя уголок живой природы, календарь природы, научно-исследовательский уголок.
Ознакомление с природой родного края в детском саду требует постоянного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация уголка природы в группе. Уголок природы – одно из необходимых условий наглядного и действенного ознакомления дошкольников с природой. В течение всего дня дети имеют возможность подходить к растениям, рассматривать их вести за ними длительное наблюдение. Календарь природы позволяет вести наблюдение ежедневно, отмечать изменения, происходящие в природе, делать выводы. В старших и подготовительных группах оборудованы уголки для экспериментирования, укомплектованный всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы).
Определены формы и методы работы с детьми.
Наиболее интересным направлением в работе по формированию основ экологических знаний является организация исследовательской деятельности детей. Дети отдают предпочтение при изучении живой и неживой природы экспериментированию, реальным опытам с реальными предметами и их свойствами.
Эксперимент – важнейший из методов исследования. Экспериментирование используется в различных видах организационной и самостоятельной деятельности дошкольников. Детям нравятся деятельность, в которой они вместе со взрослыми совершают свои первые открытия, учатся объяснять и доказывать. Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же опыты дома.
«Почему?» - этот детский вопрос часто приходится слышать нам, взрослым. Ведь маленькому человеку необходимо познать огромный неизведанный мир, пропустив все через себя, исследуя и экспериментируя. Способность дошкольника удивляться миру, его эмоциональная чуткость наиболее ярко проявляются в том случае, если педагоги используют в своей работе интегрированный метод обучения, направленный на развитие личности ребенка, его познавательных творческих способностей. Как показала практика метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки воспитанников, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже. Эффективность такого подхода заключается еще в том, что он дает возможность дошкольнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Проекты, реализованные нами в ходе работы:
• «Чудо- водичка»- группа раннего возраста;
• «Птицы- наши друзья»- вторая младшая группа;
• «Времена года»- средняя группа;
• «Вода- наша жизнь»- вторая младшая группа;
Организация целевых прогулок и экскурсий позволяет наблюдать красоту и многообразие природы во все времена года, изменения природы влияет на эмоциональное состояние детей, вызывает у них желание наблюдать, спрашивать, рассуждать, рассказывать. Наблюдая за яркими красочными явлениями (листопад, снегопад, метель, гроза) дети хотят постичь их, задают вопросы и постепенно подходят к их пониманию, могут объяснить, почему осенью птицы улетают, почему сегодня замерзли лужи, почему снег тает и т. д.
Целевые прогулки и экскурсии:
• к роднику «Сердце города»;
• в парк;
• к фонтану;
• к речке Мокрая Буйвола.
Приходя с детьми к близлежащему роднику и речке, невольно стали замечать, что там бывает много мусора, ведь территория у родника и речки любимое место отдыха местных жителей. Ухудшение экологического состояния водоемов и окружающей среды - в настоящее время наиболее обсуждаемая тема в средствах массовой информации. Для того, чтобы привлечь внимание взрослых к данной проблеме мы вместе с детьми решили организовать экологические акции. Перед проведением экологической акции мы вместе с детьми издаем листовки с обращением к взрослым, буклеты, а также плакаты, призывающие к бережному отношению взрослых к водным источникам и окружающей природе. Проведение акций способствует формированию навыков коммуникативного общения.
Всероссийские экологические акции :
• «День птиц»;
• «День Земли»;
• «Каждой птичке- кормушка» и др.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями, как хорошая, интересная книга. Лучшими страницами этой книги могут стать тематические дни – одно из действенных средств воспитания, способствующее всестороннему развитию ребенка. Они будят в его душе интерес к окружающему миру, воспитывают любовь к природе родного края.
Тематические дни:
• «Всемирный день защиты животных»;
• «Синичкин день»;
• «Всемирный день водных ресурсов» (День Земли);
• «Всемирный день окружающей среды» :
• «Международный день заповедников и национальных парков» и др.
Основы экологической культуры закладываются в семье, поэтому вся организация детской деятельности в группе происходит при непосредственном участии наших родителей. В своей работе педагоги используют различные формы и методы работы с родителями для вовлечения их в образовательный процесс. Родители принимают активное участие в акциях, проектах проводимых в МДОУ «ДС № 30». Усилия дошкольного образовательного учреждения малоэффективны, если родители не станут единомышленниками и помощниками в экологическом воспитании детей.
Формирование основ экологических знаний невозможно без интеграции различных образовательных областей, что предусматривает взаимодействие всех участников образовательного процесса.
При организации различных форм работы с детьми в данном направлении мы привлекали следующие социальные структуры: районная библиотека МУК «БИБС», МОУ СОШ № 6, которые оказали нам информационную помощь.
Работа по данной системе дает положительный результат. Дети не только сами стали бережнее относиться к природе родного края, но и стали привлекать к этому окружающих их людей.
Построенная система работы по формированию основ экологических знаний позволит подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за землю, и каждый может сохранять и преумножать ее красоту.