Елена Сафронова
Консультация для родителей «Система дидактических игр и упражнений по развитию речи»
▼ Скачать + Заказать документы
«Система дидактических игр и упражнений по развитию речи»
Игра - это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Консультация для родителей „Система дидактических игр и упражнений по развитию речи“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игрушки. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее огромной работы не только от учителя-логопеда, но и родителей дошкольника. Для того, чтобы занятия с ребенком дома проходили в менее принужденной форме- можно применять дидактические игры.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков. Немаловажно также и то, что творческие речевые игры способствуют обогащению словарного запаса дошкольников. Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти, так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые упражнения.
Упражнения на обогащение и активизацию словарного запаса детей
"Игра в слова".
1."Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т. п.).
2."Сейчас я буду называть тебе слова, а ты будешь мне рассказывать, что этот предмет может делать.
Метель - метет, а гром -. , ветер -. , а снег -. , дождь -. , а солнце -. ". Не забудьте при каждом ответе спрашивать: "А что еще делает солнце, оно ведь не только светит?" Пусть ребёнок подберёт как можно больше слов, обозначающих действие.
Затем можете повторить ту же игру наоборот: "Кто летает? А кто плавает? Кто забивает гвозди? Кто ловит мышей?"
Как ты догадался, о чём идёт речь? Попробуй сам описать мне какой-нибудь предмет, а я постараюсь догадаться, кто или что это".
"Слова-приятели" (упражнение на синонимы).
1."Как ты думаешь, как можно по-другому сказать о печальном человеке?" (Грустный) "Ценный - это какой? Жесткий - это какой?"
2."Каким словом можно заменить слово "конь"? Слово "врач", "чашка", "пища"?"
3."Какое слово лишнее, не подходит к другим словам? Почему?" Грустный, печальный, унылый, глубокий
Храбрый, звонкий, смелый, отважный
Слабый, ломкий, долгий, хрупкий
Крепкий, далекий, прочный, надежный
Если ребенку непонятно значение какого-либо слова, объясните его.
"Слова-неприятели"
(упражнение на антонимы). Скажи наоборот:
холодный, чистый, твердый, толстый;
тупой, мокрый, старший, светлый;
просторный, враг, верх, проиграть;
поднять, день, утро, весна;
зима, завтра, рано, близко;
низко, редко, медленно, радостно;
темно, сел, взял, нашел;
забыл, уронил, насорил, выпрямил.
"Один и много"
(изменение слов по числам).
1." Сейчас мы будем играть в такую игру: я назову словом один предмет, а ты назови слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу "карандаш", а ты должен сказать "карандаши".
книга, ручка, лампа;
город, стул, ухо;
ребенок, человек, стекло; имя, весна, друг. 2."А теперь попробуем наоборот. Я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а ты - один". когти, облака, воины, листья; цветы, пилы, молодцы, стебли. "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол -. ".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
"Закончи слово".
Задание: "Отгадай, какое слово я хочу сказать? По. " (Подушка) Слоги, с которых могут начинаться слова: за, ми, му, ло, при, ку, зо, че и т. п.
"Объясни слово".
Цель этого упражнения - научить ребенка не только узнавать новые слова через объяснение, но и ясно выражать мысль, указывая основной вид использования предмета, описывая его признаки.
Задание: "Я хочу выяснить, как много слов ты знаешь. Скажи, что такое велосипед?"
нож, шляпа, мяч, письмо;
зонтик, подушка, гвоздь, осел
Все эти упражнения вы можете делать несколько раз, дополняя ряды слов самостоятельно.
На этих примерах мы видим, что существует масса способов провести время с ребенком интересно и при этом повлиять на развитие его мышления и речи. Выбирать нужно не только те игры, с которыми ребенок может легко справиться самостоятельно, но и обязательно те, где нужна небольшая стимулирующая помощь взрослого.
И помните, что играть с детьми нужно искренне, старясь понять то, как видит мир именно Ваш ребенок! Такое времяпрепровождение станет не только важным вкладом взрослых в развитие детей, но и, несомненно, благоприятно отразится на атмосфере в семье, подарит много счастливых мгновений!