Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи.
Тема : «Обувь».
1. Пальчиковая игра «Сколько обуви у нас?»
Посчитаем в первый раз, (хлопки в ладоши)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки (на каждое название обуви
Публикация «Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Для Наташки и Серёжки, загибают по одному пальчику,
Да ещё ботинки начиная с большого)
Для нашей Валентинки,
А вот ещё валенки
Для малышки Галеньки.
2. Упражнение «Что изменилось?» - развитие внимания и памяти.
3. Дидактическая игра «Обувной салат» - упражнение в сравнении, подборе пары обуви.
4. Лексико-грамматическое упражнение «Разбери обувь» - классификация предметов обуви по назначению, по сезону, по принадлежности лицу.
5. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.
6. Упражнение «Куда поставили? Откуда достали?» - употребление предложно-падежных конструкций.
7. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.
8. Словесная игра «Составь рассказ» - составление описательного рассказа с опорой на образец, развитие связной речи.
Тема : «Посуда».
1. Пальчиковая игра «Мы посуду перемыли»
Раз, два, три, четыре – (удар кулачками друг о друга)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой)
Чайник, чашку, вилку, ложку (загибают пальцы по одному)
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли, («моющие» движения кистями рук)
Только чашку мы разбили, (загибают пальцы по одному)
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. (хлопки в ладоши)
2. Игра «Какая посуда спрятана на картинке?» - развитие зрительного восприятия.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови посуду» - уточнение названий предметов посуды.
4. Упражнение «У меня, у нас, нет» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.
5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.
6. Упражнение «Из чего сделана посуда?» - образование прилагательных от существительных.
7. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.
8. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.
9. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».
Тема : «Продукты питания».
1. Пальчиковая игра «Каша».
Каша в поле росла, (подняли руки, шевелят пальцами)
К нам в тарелку пришла. («идут» пальчиками по столу)
Всех друзей угостим, (в правой ладошке мешают
По тарелке дадим. указательным пальцем левой руки)
Птичке-невеличке, (загибают пальцы)
Зайчику и лисичке,
Кошке и матрёшке,
Всем дадим по ложке! (разжимают кулачки)
2. Игра «Найди отличия» - развитие зрительного внимания.
3. Словесная игра «В магазине» - запоминание названий продуктов питания и отделов продуктового магазине.
4. Лексико-грамматическое упражнение «Какой? Какая? Какие?» - определение вкусовых качеств продуктов, согласование прилагательных и существительных.
5. Упражнение «Что купил?» - образование формы В. п. существительного.
6. Упражнение «Что из чего, что в чём?» - образование падежных форм существительных.
7. Упражнение «Мы готовим» - образование прилагательных от существительных.
8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.
Тема : «Мебель».
1. Пальчиковая игра «Мебель».
«Стул» : Левая ладонь вертикально вверх. К её нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребёнок легко выполняет это упражнение, можно менять положения рук попеременно.
«Стол» : Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Положение рук меняется.
2. Упражнение «Четвертый лишний» - развитие мыслительных операций.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови мебель» - уточнение названий предметов мебели.
4. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.
5. Упражнение «Какой? Какая? Какое?» - образование относительных прилагательных.
6. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.
7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.
8. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
9. Упражнение «Что где? Откуда?» - отработка предлогов.
Тема : «Зима. Признаки зимы. Зимние забавы».
1. Упражнение «Что за чем и перед чем?» - уточнить последовательность времён года.
2. Лексико-грамматическое упражнение «Что делаем зимой?» - активизация глагольного словаря.
3. Упражнение «Описываем» - активизация качественного словаря.
4. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.
5. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
6. Упражнение «Угадай слово» - образование и употребление глаголов единственного и множественного числа.
7. Игра «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчиненного предложения с союзами «и», «потому что».
Тема : «Птицы».
1. Пальчиковая игра «Сколько птиц в кормушке нашей?».
Сколько птиц в кормушке нашей (сжимают и разжимают кулаки)
Прилетело! Мы расскажем:
Две синицы, воробей, (на каждое название птицы
Шесть щеглов и голубей, загибают по одному пальцы)
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек. (сжимают и разжимают кулаки)
2. Пальчиковая игра «Шла уточка бережком».
Шла уточка бережком, (идут по столу двумя пальчиками)
Шла серая по крутому,
Вела детей за собою,
И малого, и большого, (загибают пальцы)
И среднего, и меньшего,
И самого любимого.
3. Упражнение «Подходит – не подходит, потому что …» - развитие операций анализа и синтеза.
4. Лексико-грамматическое упражнение Назови птиц (части)» - активизация и обогащение предметного словаря (названия птиц, их частей тела).
5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение существительных по падежам.
6. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно - ласкательной формы существительных.
7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительными.
8. Упражнение «Какой, ещё, самый» - образование сравнительной степени прилагательных.
9. Игра с птичкой – употребление приставочных глаголов и пространственных предлогов.
10. Игра «Кто спрятался?» - развитие зрительного восприятия.
11. Лексико-грамматическое упражнение «Назови птицу» - активизация предметного словаря.
12. Упражнение «Кто, как говорит?» - активизация глагольного словаря.
13. Упражнение «У меня, у Гнома» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.
14. Игра «Составь предложение» - составление сложноподчиненного предложения с союзом «потому что».