Татьяна Лымаренко
Альбом «Наша азбука». Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Альбом . Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Современные производители игрушек разрабатывают очень интересный и красочный материал для дидактических игр. Дидактические игры, также как и игрушки, отражают изменения в обществе. Например, первоначально материал к дидактическим играм делался из доступного материала, современные же игры чаще встречаются в электронном виде, в виде компьютерных игр. Тем не менее, даже имея весь арсенал игр под рукой, педагоги любят создавать дидактический материал своими руками. А дети играют в такие игры не менее охотно.
Публикация «Альбом „Наша азбука“, Пособие для дидактических игр и упражнений по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Буквы. Игры, дидактические пособия с буквами
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2020
Для того, чтобы руководить детской дидактической игрой, правильно познакомить ребёнка с этой игрой и самому ориентироваться в обучающих играх, необходимо знать структуру дидактической игры.
Структура дидактической игры.
1. Обучающая задача (дидактическая задача) – это задача для педагога, основной компонент дидактической игры и именно ему подчинены все остальные компоненты. Обучающая задача для детей проговаривается как игровая, то есть та задача, которая будет решатся детьми в процессе игры.
2. Игровые действия – методы проявления активности ребёнка. Другими словами – это то, что необходимо сделать, чтобы достичь результата. Чем разнообразнее игровые действия, тем интереснее игра ребёнку.
3. Правила игры. Они обеспечивают реализацию игрового содержания. Правила должны выполнять все участники игры. Игровые правила направляют дидактическую игру в нужное русло, устанавливают и регулируют отношения между играющими.
4. Роль. В дидактической игре существует два вида роли: ведущего и игрока.
5. Содержание дидактической игры может быть различным.
6. Средства игровой деятельности. Они различны для каждого вида игры: игровое поле и фишки, карточки лото, домино, различные предметы для игр с предметами, сами слова для словесных игр.
7. Результат-это решение задачи и выполнение правил. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость. Это повышает их веру в свои силы, наполняет чувством радости. Непременное условие для дидактической игры- присутствие выигрыша.
Педагоги в своей работе активно используют дидактические игры и упражнения. Отличие дидактической игры- присутствие выигрыша. Дидактическое упражнение,в отличие от игры, занимает меньше времени, целью является качественное выполнение задания. В отличие от дидактического упражнения, выполнение игровых правил в игре направляется, контролируется игровыми действиями.
В подготовительной к школе группе мной совместно с детьми был создан альбом дидактических материалов «Наша азбука».
В альбоме на каждой странице вместе с буквой находятся картинки- предметы, названия которых начинается на эту букву.
Дети подбирали и вырезали, наклеивали материалы с большим интересом. В такой коллективной работе кроме развития звукового внимания, обучения грамоте развивается умение действовать сообща, развитие мелкой моторики, аккуратность.
Часть страниц в альбоме оформлены по другому принципу. На них расположены разные предметы, а задание звучит так: «Выбери слова со звуком…». Педагог может дать задание на дифференциацию звуков С-З, Б- П, Д- Т и других, а так же по нахождению звуков в слове (в начале, середине или в конце). Такие дидактические упражнения можно выполнять индивидуально, а можно разнообразить работу и превратить упражнение в дидактическую игру, добавив соревновательный момент, то есть подключив другого ребенка, в идеале 2-3 достаточно. Тот из игроков, кто выполнит задание, то есть игровые действия, первым, и будет победителем.
Поощрением, призом могут выступать жетончики- кружочки с буквой или предметом. Их дети тоже могут сделать сами. Такое построение работы добавит динамику и, соответственно, повысит результат усвоения материала детьми.