Ирина МАЛИНОВСКАЯ
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Значение развития речи в дошкольном возрасте трудно переоценить. Предлагаю Вашему вниманию картотеку тематических игр и упражнений, которые помогут расширить пассивный словарь детей, сформировать у детей лексический, грамматический, фонематический уровень системы языка, диалогическую и монологическую речь как средство общения.
Тема : «Семья».
Публикация «Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи (1 часть)» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
1. Пальчиковая игра «Моя семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – наш малыш.
2. Игра «Сделай бусы для мамы» - развитие мелкой моторики пальцев рук.
3. Игра «Весёлый поезд» - формирование сенсорных эталонов цвета и формы.
4. Лексико-грамматическая игра «Папа, мама и я» - закрепление представлений о семье.
5. Лексико-грамматическое упражнение «Подарок» - употребление формы родительного падежа существительного с предлогом «для».
6. Лексико-грамматическое упражнение «Что кому подаришь?» - употребление формы дательного падежа существительного.
7. Словесное упражнение «Старше или младше». Взрослый называет двух членов семьи и предлагает определить кто младше (старше, ребё нок должен составить предложение: «Бабушка старше мамы. Дочка младше мамы».
8. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно-ласкательной формы существительного единственного числа от слов, обозначающих родственные отношения, имён членов семьи.
9. Игра «Составь предложение по картинке».
Тема : «Огород. Овощи».
1. Игровое упражнение «Обведение по контуру» - работа с трафаретом «Овощи» -,
2. Упражнение «Заштрихуй овощи» - развитие мелкой моторики.
3. Игра «Четвертый лишний» - развитие мыслительных операций.
4. Упражнение «Что изменилось?»- развитие внимания, памяти.
5. Упражнение «Что купила белочка в магазине» - развитие внимания.
6. Лексико-грамматическое упражнение «Назови овощи» - уточнение названий овощей.
7. Лексико-грамматическое упражнение «Что как собираем?» - активизация глагольного словаря.
8. Лексико-грамматические упражнение «Какой? Какая? Какие?» - подбор прилагательных, согласование прилагательных с существительными.
9. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных именительного и родительного падежей.
10. Игра «Урожай» - образование падежных форм существительных.
11. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно- ласкательной формы существительных.
12. «Зайчонок-поварёнок»- образование относительный прилагательных.
13. Упражнение «Сосчитай»- согласование числительных с существительными.
14. Словесная игра «Что я делаю?» - развитие связной речи, составление простого распространенного предложения по демонстрируемому действию.
15. Словесная игра «Составь рассказ»-составление описательного рассказа по схеме.
16. Дидактическая игра «Зайчонок готовит винегрет»-составление рассказа по опорным предметным картинкам.
Тема : «Сад. Фрукты».
1. Пальчиковая гимнастика «Компот».
Будем мы варить компот, (левую ладошку держат «ковшиком»,
Фруктов нужно много. Вот (пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить, (загибают пальцы по одному)
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим в кипяток - (сжимают-разжимают кулачки)
Варим, варим мы компот. (опять «варят» и «мешают»)
2. «Сложи дерево» - выкладывание из счётных палочек дерева, развитие мелкой моторики.
3. Игра «Найди такой же» - развитие зрительного внимания.
4. Лексико-грамматическое упражнение «Назови фрукты» - уточнение названий фруктов.
5. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» - согласование прилагательных и существительных.
6. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
7. Упражнение «Один—много» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.
8. Игра «Собираем урожай» - образование падежных форм существительных, употребление предлогов «в», «из».
9. Упражнение «Назови ласково» - образование уменьшительно - ласкательных формы существительного.
10. Игра «Незнайкины запасы»- образование относительных прилагательных.
11. Упражнение «Сосчитай»- согласование числительных с существительными.
12. Игра «Составь рассказ» - развитие связной речи, составление описательного рассказа по схеме.
13. Игра «Чтвертый лишний» - развитие мыслительных операций.
16. Упражнение «Чего не стало?»- развитие внимания, памяти.
17. Игра «Грядка» - развитие ориентировки на листе бумаги.
18. «Разложи овощи и фрукты по корзинам» - дифференциация овощей и фруктов.
19. Упражнение «Волшебные очки» - согласование прилагательных и существительных.
20. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
21. Упражнение «У меня, у нас, нет» - образование множественного числа существительных И. п. и Р. п.
Тема : «Осень».
1. Дыхательное упражнение «Осеннее дерево».
2. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».
Раз, два, три, четыре, пять (Загибают пальчики,
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки)
Листья березы, (загибают пальцы, начиная с
Листья рябины, большого)
Листика тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем.
Маме осенний букет отнесем. («шагают» по столу)
7. Игра «Прогулка в лес» - формировать умение регулировать силу голоса.
8. Упражнение «Что за чем и перед чем?» - последовательность времён года.
9. Упражнение «Какой? Какая? Какие?» - подбор прилагательных, согласование прилагательных и сущ.
10. Упражнение «Угадай слово» - образование и употребление глаголов единственного и множественного числа.
11. Игра-задание «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».
12. «Составь рассказ про осень» - составление описательных рассказов об осени по плану-схеме.
Тема : «Грибы».
1. Игра «Что перепутал Незнайка?» - различение съедобных и несъедобных грибов.
2. Упражнение «Что изменилось?» - развитие внимания и памяти.
3. «Назови грибы» - уточнение названий грибов.
4. Лексико-грамматическое упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
5. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение по падежам.
6. «Составь предложением» - развитие связной речи, распространение предложений обстоятельствами места (Я увидел гриб под березой, дополнением (В корзинке лежат грибы боровики, лисички, опята).
7. Игра «Составь предложений по картинке»- развитие связной речи, умения составлять рассказ по сюжетной картинке.
Тема : «Части тела».
1. Пальчиковая игра «Пальчики здороваются».
2. Игра «Подумай и ответь» - развитие мыслительных операций.
2. Игра «Личико» - формирование умения выражать чувства с помощью мимики различать эмоции по выражению лица.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Запомни и назови частей тела» - уточнение знаний о частях тела.
4. Игра «Что для чего?» - закрепление представлений о предметах личной гигиены, о их назначении.
5. Упражнение «Что для чего?» - активизация глагольного словаря.
6. Упражнение «Мой, моя, мои» - согласование местоимений с существительными.
7. Упражнение «Сосчитай» - согласование числительных с существительных.
8. Упр-\ажнение «У нас – у гнома – у великана» - образование существительных с помощью суффиксов –еньк-, –ище.
9. Упражнение «Скажи наоборот» - подбор антонимов.
10. Игра «Составь предложением» - развитие связной речи, составление предложений с помощью дополнения слов; составление предложений по картинке с выделением предмета, действия; составление сложноподчинённых предложений с союзами «потому что», «чтобы».
Тема : «Одежда».
1. Игра «Намотай и размотай нитку» - развитие мелкой моторики.
2. Игра «Лишний, потому что…» - развитие мыслительных операций.
3. Игра «Разложи одежду на полки» - классификация предметов одежды по назначению, по сезону, по принадлежности лицу.
4. Игра «На прогулку» - образование В. п. существительного ед. и мн. числа.
5. Упражнение «Мой, моя, мои» - согласование местоимений с существительными.
6. Упражнение «Ателье» - образование прилагательных от существительных, согласование слов в роде, числе.
7. Упражнение «Слово изменяй, на вопросы отвечай» - склонение по падежам.
8. «Составь предложение» - развитие связной речи, составление сложносочиненных предложений с союзом «а», сложноподчинённых предложений с союзами «потому что».
9. Игра «Составь рассказ» - составление описательного рассказа с опорой на образец.