МААМ-картинки

Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр

Ксения Космовская
Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Формирование элементарных представлений о художественной литературе в младшем дошкольном возрасте является основой, которая формируется в дошкольном детстве. Малыш изучает длинный путь от простого слушателя до истинного ценителя художественной литературы.

Публикация «Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр» размещена в разделах

Чтение является одной из главных возможностей воспитания нравственной, развитой и духовно богатой личности. Литература является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.

Одной из важный задач дошкольного возраста является привить ребенку любовь к книге. Такая «любовь» останется с ребенком навсегда. Важно не только читать художественную литературу, но и понимать содержимое текста. Читая книги, обязательно нужно задавать вопросы по тексту, так ребенок будет не просто слушать, но и анализировать прочитанное, рассуждать.

Уже в младенчестве у малыша происходит первое знакомтво с художественной литературой, это колыбельные песни, потешки, стихи, а также произведения А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского.

Не стоит забывать, что книга - это прежде всего источник знаний. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений.

Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Литературные игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.

Использование средств наглядности стимулирует мыслительную деятельность детей, включает в активную работу, помогает детям восстановить в памяти прочитанный текст.

Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои русских народных сказок», составление разрезных картинок или пазлов с изображением сюжета из знакомых детям сказок, игра «Сложи сказку», задача которой - собрать целую картинку из частей и назвать произведение.

При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.

Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и использовать неточности в тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала - конец и наоборот (в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т. д.). Сказочные герои просят у ребят помощи. Если ребята определят, где в сказке начало, а где конец, найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.

Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Дети должны ответить на вопрос Сколько сказок свернулось в клубок? («Жили -были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может). («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).

Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибется, телефон «ломается». В игре принимает участие любое количество детей.

В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из своей любимой сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она.

Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.

Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. «У нас в гостях герой любимой книги» - игра-беседа, в которой воспитатель ведет беседу не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает желание повторить игру.

Интерес к произведениям литературы, к фольклору, поддерживается играми «Угадай героя по описанию», «Кто сказал?» (узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, «Узнай книгу по обложке», «Угадай сказку по трем словам» (Аленушка, козленок, колодец- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).

Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои будут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Кем бы из сказочных героев ты хотел бы быть и почему?».

Ничего так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки занимают особое место. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Игры с пословицами способствуют лучшему запоминанию народных изречений». Какому герою подходит эта пословица?», «Закончи пословицу».

Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия народных сказок приобщают дошкольников к художественным произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифму к ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни стихотворение (качается - кончается, хозяйка-зайка, «Доскажи словечко» (взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово).

Благодаря игре, дети не устают слушать сказки и стихотворения много раз, легко их запоминают, учатся любить художественную литературу.

Таким образом, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование литературных дидактических игр. Дидактическая игра не только поддерживает активный интерес младших дошкольников к художественной литературе, но имеет большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков, помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Аналитический отчет «Развитие элементарных математических представлений дошкольников посредством дидактических игр» В связи с вступлением в силу с 1 сентября 2013 года Закона «Об образовании в Российской Федерации» в системе дошкольного образования происходят.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование элементарных математических представлений детей среднего дошкольного возраста с помощью интерактивного плаката Н. Ю. Сунцова, Е. А. Олейник, О. В. Толстых, МБДОУ ДС № 66 «Журавушка» (г. Старый Оскол) Аннотация: В статье рассмотрен современный подход.

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепкамиФормирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр с прищепками Вокруг нас много предметов которые взрослому человеку не очень интересны, но эти предметы привлекают внимание детей: пробки, пуговицы, крышки,.

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста «Нарисую я картинку» Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Нарисую я картинку». Авторы: воспитатель.

Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возрастаФормирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста • Задачи: 1. Познакомить с порядковым счетом до 5. 2. Учить правильно называть порядковые навыки счета. 3. Закреплять навыки счета. 4. Упражнять.

Картотека дидактических игр для развития элементарных математических представлений детей дошкольного возраста Методическая разработкаКартотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений «Ориентировка в пространстве».

Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет»Мастер класс «Использование дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей 3–7 лет» Мастер класс Добрый день, уважаемые коллеги меня зовут Сандимирова Ольга Николаевна, вашему вниманию представляется мастер - класс на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр
Опубликовано: 8 ноября 2022 в 21:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем Ксения Космовская (УИ 2851536) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД