Ксения Космовская
Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература сопровождает ребёнка с первых лет его жизни. Литературное произведение выступает перед ним в единстве содержания и художественной формы. Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус. На важность приобщения детей к красоте родного языка, развития культуры речи указывали педагоги-лингвисты Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Е. И. Тихеева, Д. К. Ушинский. Формирование элементарных представлений о художественной литературе в младшем дошкольном возрасте является основой, которая формируется в дошкольном детстве. Малыш изучает длинный путь от простого слушателя до истинного ценителя художественной литературы.
Публикация «Формирование элементарных представлений о художественной литературе и фольклоре у детей 3–4 лет посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Народная культура, фольклор
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Темочки
Чтение является одной из главных возможностей воспитания нравственной, развитой и духовно богатой личности. Литература является средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка.
Одной из важный задач дошкольного возраста является привить ребенку любовь к книге. Такая «любовь» останется с ребенком навсегда. Важно не только читать художественную литературу, но и понимать содержимое текста. Читая книги, обязательно нужно задавать вопросы по тексту, так ребенок будет не просто слушать, но и анализировать прочитанное, рассуждать.
Уже в младенчестве у малыша происходит первое знакомтво с художественной литературой, это колыбельные песни, потешки, стихи, а также произведения А. Барто, С. Михалкова, К. Чуковского.
Не стоит забывать, что книга - это прежде всего источник знаний. Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир чувств и взаимоотношений.
Огромная роль в приобщении дошкольников к художественной литературе принадлежит игре. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходит значительное изменение в его психике, подготавливающие к переходу в новую, более высокую стадию развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольников.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности. Литературные игры закрепляют знания о художественной литературе, учат ребёнка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивают связную речь, нравственные качества, корректируют мышление, внимание, память, воображение.
Использование средств наглядности стимулирует мыслительную деятельность детей, включает в активную работу, помогает детям восстановить в памяти прочитанный текст.
Много радости доставляет детям игра в детское домино «Герои русских народных сказок», составление разрезных картинок или пазлов с изображением сюжета из знакомых детям сказок, игра «Сложи сказку», задача которой - собрать целую картинку из частей и назвать произведение.
При знакомстве детей со структурой повествования можно предложить игру «Что сначала, что потом?». Цель игры - учить детей располагать картинки в порядке развития сюжета.
Игра «Книжки заболели» учит детей видеть и использовать неточности в тексте, определять последовательность высказывания. В игре все книжки в уголке книг «заболели», все в них перепуталось: вместо начала - конец и наоборот (в сказке о «Красной Шапочке» появляется Колобок и т. д.). Сказочные герои просят у ребят помощи. Если ребята определят, где в сказке начало, а где конец, найдут неточности в тексте и сами исправят их, то все книжки станут здоровы. А помогут всем замечательные картинки.
Близка к этой работе игра «Сказочные клубочки». Дети должны ответить на вопрос Сколько сказок свернулось в клубок? («Жили -были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла курочка Ряба яичко. Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а вытянуть не может). («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Игра «Телефон» проводится с целью закрепления умения выделять структурные части рассказа или сказки и соединять их в единое целое. По телефону участники игры будут рассказывать друг другу сказки. Рассказывая, можно остановиться в любом месте и предложить продолжить собеседнику. Педагог следит за правильностью пересказа. Если кто-то ошибется, телефон «ломается». В игре принимает участие любое количество детей.
В игре «Отгадай сказку» сюжет воспроизводится при помощи игрушек. Ребенок самостоятельно отбирает необходимые игрушки и показывает сценку из своей любимой сказки. Все остальные дети должны отгадать сказку, рассказать, о чем она.
Сказка вызывает у детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, занимательностью событий, неограниченными возможностями для фантазирования, выдумки, игры ума.
Для детей интересны игры, в которых действуют герои сказок. «У нас в гостях герой любимой книги» - игра-беседа, в которой воспитатель ведет беседу не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает желание повторить игру.
Интерес к произведениям литературы, к фольклору, поддерживается играми «Угадай героя по описанию», «Кто сказал?» (узнают слова и диалоги из знакомых сказок, стихов, «Узнай книгу по обложке», «Угадай сказку по трем словам» (Аленушка, козленок, колодец- «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Дидактическое содержание игры-предположения заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии «Что произойдет, если все сказочные герои будут жить рядом с нами?», «Кого бы из сказочных героев ты выбрал в друзья?», «Кем бы из сказочных героев ты хотел бы быть и почему?».
Ничего так не обогащает образную сторону речи детей, как малые фольклорные жанры. Среди этих сокровищ устного народного творчества пословицы, поговорки, загадки занимают особое место. С помощью пословиц можно эмоционально выразить поощрение, деликатно высказать порицание, осудить неверное или грубое действие. Игры с пословицами способствуют лучшему запоминанию народных изречений». Какому герою подходит эта пословица?», «Закончи пословицу».
Ритмы и рифмы фольклорных потешек, прибауток, считалок, поэзия народных сказок приобщают дошкольников к художественным произведениям. Помочь полюбить поэзию, научить подбирать рифму к ритмическим строчкам, сочинять стихи призваны игры «По рифме вспомни стихотворение (качается - кончается, хозяйка-зайка, «Доскажи словечко» (взрослый произносит строчку стихотворения, не договаривая последнее слово).
Благодаря игре, дети не устают слушать сказки и стихотворения много раз, легко их запоминают, учатся любить художественную литературу.
Таким образом, одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование литературных дидактических игр. Дидактическая игра не только поддерживает активный интерес младших дошкольников к художественной литературе, но имеет большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков, помогает развитию эмоциональной сферы и кругозора детей.