Сковородкина
Консультация для педагогов «Схемы-алгоритмы как средство развития связной речи у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из основных задач по речевому развитию детей является формирование у дошкольника связной речи, то есть умения чётко, логично, последовательно рассказывать о событиях и явлениях, легко объединяя отдельные предложения в единое смысловое пространство. Одним из способов развития связной речи является составление детьми описательных рассказов. Но процесс формирования у детей умения описывать предмет или явление происходит очень медленно и трудно. Дети едва могут составить пару предложений, как правило, отвечающих на вопрос «Что это?» и «Какого цвета или размера?» ( Например:это машина, она большая) Более развернутое описание вызывает трудности у ребят.
Публикация «Консультация для педагогов „Схемы-алгоритмы как средство развития связной речи у детей“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Представим, что воспитатель детского сада показывает дошкольникам обычный помидор и просит составить о нём рассказ - описание. О чём ребёнку рассказывать, если никаких действий не происходит? Какие признаки помидора выделить? В какой последовательности перечислять эти признаки? Как удержать в памяти намеченную последовательность изложения? Какие предложения использовать, чтобы рассказ получился связным и чётким? Не только дошкольнику, но и взрослому непросто справиться с подобными задачами…
На помощь детям (и педагогам) приходят разработанные опорные схемы составления рассказа. Это наглядный материал, содержащий алгоритм (последовательность) описания.
Характерно, что без зрительной опоры (при отсутствии схемы) дошкольник не способен удержать в памяти плана рассказа – описания, состоящего более чем из 4х пунктов. Предлагаемые схемы позволяют ребёнку постоянно придерживаться графического плана рассказа, состоящего из 6 - 8 пунктов. Кроме того, схемы помогают дошкольнику: выделить определённые качества объекта, наглядно представить их количество и последовательность, соблюдать эту последовательность при изложении описательного рассказа и тем самым сделать его более полным, точным, связным, непрерывным.
Для того чтобы использовать схемы в работе, педагоги должны учитывать возрастные возможности детей. У дошкольников должен быть сформирован достаточный словарный запас, дети должны понимать условное обозначение на схемах : как правило это старший и подготовительный возраст.
На первом занятии по схеме необходимо подробно разобрать каждый символ, обсудить с детьми что он обозначает. Педагог самостоятельно проговаривает рассказ, интонационно выделяя каждый пункт алгоритма, дает ребятам образец описательного рассказа, затем к описанию подключаются дети. Постепенно, по мере овладения детьми составления описательного рассказа, схемы убираются. Дети составляют рассказ по памяти.
В среднем возрасте, в качестве подготовки к работе со схемами, можно использовать карты режимных моментов (одевание, умывание) а также серии сюжетных катринок для пересказывания известных сказок (Репка, Колобок, Заюшкина избушка).
Предлагаю вашему вниманию схемы по основным тематическим группам программы дошкольного обучения: игрушки, одежда, посуда, продукты, овощи, фрукты, домашние животные, дикие звери, птицы, профессии, времена года и даже о себе и соей семье.