Наталья Егорова
Консультация для педагогов. Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития старших дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.
Публикация «Консультация для педагогов, Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Развитие связной речи предполагает обучение заучиванию стихотворения, составлению рассказа - описания; рассказа по серии сюжетных картинок; по одной сюжетной картинке; обучение пересказу и составлению самостоятельных рассказов.
Для развития связной речи рекомендуются :
1. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т. п. Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно - следственных связей : Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли поступил герой? и т. д. О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
2. Важно учить ребенка участвовать в беседе. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, по картинкам. Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняем вопросы, и побуждаем к развернутым ответам.
3. При составлении описательных рассказов, ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей, одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас. Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям.
4. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события. Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
5. При составлении рассказа по одной сюжетной картине важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию. Можно предложить ребенку придумать название картины.
6. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
Важно упражнять ребенка в разных видах пересказа:
- выборочный пересказ; (ребенку предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент)
- краткий пересказ; (предлагается, опустив менее существенные моменты и, не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание)
- творческий пересказ; (ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, проявив при этом элементы фантазии; чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец).
7. Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий. Например, это может быть:
- рассказ о дне, проведенном в детском саду;
- рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т. д.);
- рассказ о прогулке по-осеннему или зимнему лесу и т. п. Именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность, и выразительность.