Анастасия Бабина
Консультация для педагогов «Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Девиантное (отклоняющееся) поведение описывается как действия и поступки, не соответствующие традиционным социально-культурным, правовым, моральным нормам, ожиданиям либо паттернам поведения. Это поведение, не совпадающее с регламентированными социальными нормами, стереотипами, ценностями и ожиданиями, а также социальными ролями и критериями поведения.
Публикация «Консультация для педагогов „Причины девиантного поведения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Девиантное поведение
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2015
В практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений особую значимость приобретают проблемы отклоняющегося, или девиантного поведения дошкольников. Отклоняющееся поведение детей проявляется во всех сферах жизнедеятельности ребенка, и не всегда укладывается в общепринятые нормы общественного поведения.
По мнению М. А. Галагузовой, Р. В. Овчаровой, ЛЯ. Олиференко, С. А. Беличевой, девиантное поведение дошкольников старшего возраста выступает проявлением социальной дезадаптации ребенка.
Применительно к старшему дошкольному возрасту девиантное поведение можно рассматривать с позиций антидисциплинарности ребенка. Это поведение связано с нарушением ребенком соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных для микросоциальных отношений.
Отклоняющееся поведение в рамках педагогической проблемы характеризуется следующими особенностями, затрудняющими процесс обучения и воспитания детей.
1. Девиантное поведение ребенка может быть обусловлено спецификой протекания психических процессов, что может выражаться в их повышенной либо заторможенной подвижности.
2. Девиантное поведение может быть следствием типологических черт личности и характера ребенка, среди которых доминируют такие как лень, невнимательность, подверженность к агрессии, грубости, жестокости.
Нарушения поведения имеют в своей основе не только педагогические просчеты взрослых, но и определенную слабость ЦНС, обусловленную, как возрастной незрелостью, неблагоприятной беременностью и родами.
К детям с девиантным поведением относят : агрессивных, вспыльчивых, пассивных. Выделяют две наиболее частые причины агрессии : боязнь быть травмированным, обиженным; пережитая обида, душевная травма. Выделяют физическую агрессию (драки, разрушительное отношение к вещам, дети ломают нужные вещи, поджигают их); вербальную агрессию (оскорбляют, дразнят, ругаются). Возникшие конфликтные ситуации во взаимодействии детей часто приводят к изоляции ребенка от коллектива, тем самым препятствуя полноценному развитию его личности.
Вспыльчивые дети – те, которые могут устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом не проявляют. Такие приступы необходимо попытаться предупредить.
Пассивные дети – взрослые не видят никакой проблемы в пассивном поведении детей, считают, что они просто отличаются хорошим поведением. Ребенок может быть несчастным, подавленным или застенчивым. Подход к таким детям должен быть постепенным. Тихое поведение ребенка – чаще всего реакция на не внимание или неурядицы дома.
Гиперактивный ребенок – ребенок с чрезмерной психической и моторной активностью.
Гиперактивный ребенок отличается повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить.
Дисфория - расстройство настроения с акцентированием на раздражительность и агрессивность. Ребенок становится вечно недовольным, угрюмым, тоскливым, злобным, резким и неуступчивым.
Рассмотрим причины возникновения девиантного поведения у старших дошкольников. В дошкольном детстве одной из главных причин отклонений в поведении детей является несформированность базисного чувства доверия к окружающему миру и ощущения безопасности. Тревожность ребенка может проявляться в негативизме, в плаксивости, в агрессии.
Анализ научной литературы позволяет выделить наиболее часто встречающиеся причины девиантного поведения детей :
1) возросшая напряженность жизни, повышает тревожность. Многие склонны к пересмотру норм поведения, становятся все менее цивилизованными;
2) большое давление на неокрепшие умы и нервы дошкольников вызывает рассогласование между тем, что видит в реальной жизни ребенок;
3) широкий спектр всевозможных недостатков морального воспитания – от непонимания моральных норм до нежелания считаться с ними;
4) интеллектуальная неразвитость, душевная черствость;
5) неблагоприятная наследственность;
6) неустойчивость нервных процессов;
7) асоциальное поведение родителей (пьянство, драки, преступный образ жизни и т. п.);
8) чрезмерный контроль со стороны взрослых или, полное безразличие к ребенку;
9) неблагополучное течение кризисных периодов развития ребенка;
10) замедленные темпы социального и морального, умственного развития;
11) педагогическая запущенность и др.
Решение проблемы девиантного поведения дошкольников всегда должно начинаться с выявления причин. Правильно выявленные причины будут способствовать грамотно выстроенной и эффективной профилактической работе.
Используемая литература:
1. Алиева Т., Стасюк А., Фадеева Е., Асланова Ю., Уварова Г. Детский сад и семья: возможности социального партнерства. //Дошкольное воспитание. - 2011. - № 12. - с. 38-42.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - С. -Пб. : Питер, 2008. - 400с. (серия Мастера психологии)
3. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы : учебное пособие. - С. -Пб. : Питер, 2010. - 352с.
4. Менделевич В. Д. Девиантное поведение детей и подростков. - М., 2006, - 288 с.
5. Прохоров А. О., Велиева С. В. Психические состояния детей дошкольного возраста /Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 56-67.
6. Рассел Дж. Девиантное поведение. - М. : Евразия, 2012. - 94с.