Анастасия Сологубова
Консультация для родителей на тему «Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины нарушения речи у детей
дошкольного возраста.
До недавнего времени неправильности звукопроизношения у детей до 5-6 лет рассматривались как «возрастные» и объяснялись только физиологической незрелостью речевого аппарата ребенка. А поскольку все без исключения маленькие дети говорят неправильно, то до достижения ими 5-ти летнего возраста особого беспокойства о состоянии их звукопроизношения окружающие взрослые не проявляют.
Публикация «Консультация для родителей на тему „Причины нарушений речи у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
За последние годы значительно возрос процент детей, имеющих сложные речевые нарушения. Более того, с каждым годом возрастает число практически не говорящих детей. Такие показатели требуют самого серьезного внимания родителей и работников ДОУ к состоянию звукопроизношения у детей, начиная с раннего возраста. Это крайне важно еще и потому, что дефекты в произнесении звуков нередко затрудняют овладение грамотой и приводят к появлению специфических нарушений письма (а сейчас у нас более половины детей приходят в школу с такими дефектами)
Уже с двухлетнего возраста малыш различает все звуки речи на слух, однако, правильно произнести их он еще не может, потому что созревание речедвигательного анализатора значительно отстает от созревания
речеслухового. Эта незрелость выражается в том, что движения
речевых органов, и прежде всего языка, у ребенка дошкольного
возраста еще недостаточно развиты, неловки. А значит, выполнение
«тонких» движений, необходимых для правильного произнесения
многих звуков, ему недоступно.
Правильное звукопроизношение усваивается ребенком на основе
подражания речи взрослых.
К 3-4 годам он улавливает на слух различие между собственным несовершенным произношением и произношением взрослых и
«подтягивает» свое произношение к образцу. Хорошо, если образец
действительно правильный, потому что в противном случае ребенок
скопирует дефектную артикуляцию. Именно этим и объясняются
нередкие случаи «семейной картавости» и других «семейных»
дефектов звукопроизношения, которые родители пытаются
объяснить наследственностью.
В чем же причина возникновения речевых нарушений?
осложнения беременности: вирусные заболевания, ушибы живота, стрессы, курение, употребление алкоголя или наркотиков.
особенности родов: стремительные или затяжные; осложнения (щипцы, кесарево сечение или вакуум и пр., приведшие к травмам мозга, асфиксии плода.
заболевания ребенка впервые два года жизни: дизентерия и другие желудочные расстройства, пневмония, отиты, сотрясения или ушибы мозга.
влияние среды общения: длительные психотравмирующие ситуации, серьезные психические травмы, социально-бытовая запущенность, неправильное воспитание и даже двуязычие в семье.
Естественно, не каждая из перечисленных причин может привести к патологии развития речи, однако они являются «зоной риска».
Одной из причин может быть неправильное строение речевого аппарата. Например, картавое Р не всегда, но часто возникает из-за короткой уздечки языка (подъязычной связки). Ребенок в этих случаях не имеет возможности поднять кончик языка к верхним альвеолам и поэтому вынужден произносить этот звук горлом.
Произношение свистящих и шипящих звуков часто страдает из-за неправильного строения челюстей и зубов, не позволяющего обеспечить необходимое для правильного звучания очень небольшое расстояние между верхними и нижними резцами.
Причин, вызывающих деформацию зубов или челюстей, довольно много, и начинают они проявляться на первом году жизни ребенка.
У детей самых первых месяцев жизни в норме челюсть обычно смещена несколько назад. При кормлении грудью всякий раз ребенку приходится проделывать довольно внушительную работу. А именно выдвигать нижнюю челюсть вперед, чтобы плотнее обхватить сосок; напрягать мышцы щек, для того чтобы молоко стало отделяться. Такая постоянная нагрузка развивает мускулатуру и помогает росту челюстей. При переводе на искусственное вскармливание малыш, по сути дела, лишается такой нагрузки, ибо добыть пищу из бутылочки несравненно легче. А порой эту задачу малышу облегчают и сами мамы, которые проделывают слишком большое отверстие в соске бутылочки. Тогда пища, что называется, льется рекой, и ребенку остается ее только глотать.
Соска-пустышка, против которой, существует так много возражений.
Одним из доводов против пустышки является то, что многие мамы используют ее не по назначению, когда нужно и не нужно, не особенно задумываясь над тем, что это, прежде всего успокаивающее средство, а не игрушка для ребенка.
В результате потом, после года, когда по всем канонам пустышка должна быть сдана в архив, многие дети не в состоянии с ней расстаться. Даже если их лишить пустышки, они все равно находят выход: сосание пальцев, края одеяла и др. Именно так рождается одна из самых вредных привычек у детей младшего дошкольного возраста, бороться с которой чрезвычайно трудно. Это неуемная страсть впрямую отражается на неправильном росте зубов, ведет в дальнейшем к формированию неправильной артикуляции языка, губ, челюстей.
Наконец наличие такой вредной привычки у ребенка
отнюдь не способствует формированию соответствующих
навыков жевания.
Между тем и само по себе недостаточное жевание – одна из самых распространенных и весьма существенных причин зубочелюстных деформаций. Разжевывание пищи – своеобразная гимнастика. Черствый хлеб, сырые овощи, фрукты создают для жевательного аппарата необходимую нагрузку и тем самым способствуют его правильному росту и развитию.
Нельзя здесь не сказать еще об одном чрезвычайно распространенном явлении, нередко приводящем к нарушению прикуса и деформации челюстей.
У многих детей отсутствие правильного носового дыхания в связи с частыми насморками, разрастанием аденоидов, а иногда в результате носовой перегородки на почве травмы носа. Если же не предпринять никаких мер, то при длительном отсутствии дыхания через нос, у вашего ребенка наверняка сформируется «аденоидный» облик и, конечно, деформируется прикус со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Еще одной причиной, которая может спровоцировать нарушения строение артикуляционного аппарата является привычное неправильное положение тела и особенно головы во время сна (сон на одном боку, с подложенной под щеку рукой или кистью руки, сжатой в кулак). Привычка спать на спине, запрокидывая голову назад, или со склоненной на грудь головой приводит к нарушению роста челюстей (при запрокинутой голове нижняя челюсть ребенка смещается назад, при высоком изголовье спального места голова ребенка нагибается вперед и нижняя челюсть смещается вперед).
В данной статье были перечислены основные, наиболее распространенные, но далеко не все причины, предрасполагающие к появлению нарушения звукопроизношения у детей младшего дошкольного возраста.
Особое внимание хочется обратить на развитие речи. Для того чтобы оно проходило правильно, с ребенком нужно общаться, начиная с самого раннего младенческого возраста, когда, казалось бы, кроха еще ничего не понимает.
В этом, пока еще пассивном, восприятии закладывается основа для будущего активного словотворчества. И позже, когда малыш подрастет и освоит элементарную речь, взрослые по-прежнему должны все время общаться с ним. Если же взрослые мало говорят с ребенком и их речь по большей части состоит из запрещений и указаний, развитие ребенка замедляется. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка, и они постоянно поправляют ошибки в его речи, то это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.
Поэтому:
1. Разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;
2. Давайте малышу простые указания, повторяя простые предложения;
3. Помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное.
4. Будьте хорошим слушателем. Дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать. Не перебивайте его, поправляя произношение и порядок слов.
5. Никогда не сравнивайте детей, каждый из них развивается индивидуально.