Наталья Рыжкова
Консультация для педагогов «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста
Педагог-психолог Рыжковаа Н. П.
Сенсорное развитие ребнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов - их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Одна из главных задач – дать ребнку как можно больше естественных знаний для более точного выражения себя и своего видения мира. В младшем дошкольном возрасте основной формой общения ребнка с взрослым уже должно быть практическое деловое сотрудничество, а действие с предметами – ведущей деятельностью. Дети младшего дошкольного возраста должны уметь застгивать и расстгивать пуговицы, зашнуровывать и расшнуровывать обувь, завязывать шарф. Кроме того, они должны уметь завязывать и развязывать узелки, подбирать крышки по величине и по цвету, уметь пользоваться прищепкой, выполнять задания на развитие мускулатуры пальцев рук, подбирать колпачки к фломастеру по цвету, нанизывать колечки на леску по цвету и по величине, выкладывать изображения из пуговиц, мозаики, счтных палочек.
Публикация «Консультация для педагогов „Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
Свою работу с детьми по сенсорному развитию я строю в соответствии с общепринятыми мерками – «сенсорными эталонами» величины (большой- маленький, формы (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, цвета (красный, жлтый, синий, зелный, объма (шар, кубик, кирпичик, крыша).Моя задача – помочь каждому ребнку усвоить эти эталоны.
Первый этап – соотнесение предметов по образцу – направлен на обучение ребнка соотносить предметы по заданному признаку (цвет, форма, величина и т. д., с помощью примеривания (наложения, соединения двух предметов,фиксируя идентичность признака словами «такой», «не такой» и называя признак. Подбираются предметы, одинаковые по форме, величине и цвету.
Следующий этап – выбор по образцу - направлен на формирование умения выделять заданный признак в разных предметах: шарики, шарики, машинки, лочки двух цветов; кубики, куклы, пуговицы двух величин и т. д. Затем следует формировать умение малышей группировать предметы по какому-либо признаку. Потом даются задания на развитие умения чередовать предметы. Например:«Бусы для куклы собираем из красных и жлтых бусинок».
Ну и наконец, завершающий этап – выбор по слову, т. е. «Дай», «Где» и т. д. С постепенным усвоением ребнком материала, словесные инструкции следует сокращать, тем самым повышая уровень самостоятельности выполнения задания. Естественно, следует помнить, что необходимо качества и свойства предметов включать в повседневную практическую деятельность и, конечно же, игру. Ведь именно в игре и в практической деятельности у ребнка задействованы все органы чувств: слух, зрение, вкус, обоняние, осязание и т. д. Работа с детьми по формированию сенсорных представлений очень объмна, и потому необходимо соблюдать некоторые принципы и выполнять определнные требования.
Пособия, игры и игрушки даются детям после показа действий с ними взрослым во избежание использования их не по назначению. Игры, занятия, иные действия должны повторяться до тех пор, пока большинство детей не овладеют нужными умениями. Следует давать детям как можно больше времени для самостоятельных действий с предметами. После занятий дидактические игры и игрушки нужно оставлять детям для
самостоятельных игр.
Наблюдения и исследования учных доказывают, что недостаточный объм информации в раннем, дошкольном возрасте приводит к задержке психического развития ребнка. Поэтому можно утверждать, что ощущения являются как основным источником познания, так и основным условием его психического развития. Восприятие предмета захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь. Слово взрослого фиксирует приобретнный ребнком сенсорный опыт, способствует осмысленному вос-приятию предмета, его свойств.
Проводя всю выше изложенную работу, мы добиваемся нужных нам результатов в формировании умственного развития детей.