надежда куликова
Консультация для родителей и педагогов «Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорное развитие в дошкольном возрасте – это тот период становления у ребенка действий, которые возможны уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но внутреннем, умственном плене. Это связано существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего дошкольного возраста. Восприятие становится анализирующим и дифференцирующим, социально направленным. Совершенствуются перцептивные действия: идентификация объектов ( на основе сравнения и установления их сходства и различия: такой – не такой, возможность группировки предметов по функциональным, пространственным, качественным признакам с опорой на образцы, а к концу дошкольного возраста – выполнение действий классификации и сериации на основе самостоятельного признака
Публикация «Консультация для родителей и педагогов „Сенсорное воспитание детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Старшая группа
- Темочки
В дошкольном возрасте возникают совершенно новые свойства сенсорных процессов – ощущение становятся более насыщенными и дифференцированными, восприятие начинает ориентироваться на эталонные образы, которые имеют свойство обогащаться, обобщаться и переходить в образы – представления. Уже с самого раннего детства ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п., т. е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще недостаточно. Необходимо определить отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнивать то, что он в настоящий момент воспринимает. Общепринятыми мерками, так называемыми «эталонами», которые сложились исторически, сравнивают, сопоставляют результаты восприятия. Это системы геометрических форм, шкала величин, меры веса, звуковысотный ряд, спектр цветов, система фонем родного языка и т. д. Все эти эталоны должны быть усвоены ребенком еще в период дошкольного детства.
2.1. Развитие зрительного восприятия
В процессе действий с предметами ребенок учится различать их форму. Малыша необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять форму зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Ребенок может еще не выделять форму зрительно и тем более не знать е названия. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить умственно отсталого ребенка.
В дальнейшем он вычленяет форму зрительно. Сначала делает это недостаточно точно, проверяя с помощью другого способа – примеривания.
Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие формы, умение вычленять ее из предмета и соотносить с формой других предметов.
Величину так же, как и форму ребенок учится различать практически. Действуя с предметами, он обращает внимание на величину, начинает понимать, что от правильного определения величины предмета во многих случаях зависит результат действий, т. е. величина становится значимым для ребенка признаком.
В процессе действий с игрушками ребенок постепенно начинает выделять величину зрительно, хотя и не всегда точно. Если же во время действий, требующих практического знания величины, мы научим ребенка пробовать, т. е. зрительное восприятие величины будет более точным.
Таким образом, мы видим, что пути развития восприятия величины и восприятия формы одинаковы. Однако между ними есть и различия. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может восприниматься и большим и маленьким. Так, дерево кажется высоким по сравнению со стоящим под ним человеком и оказывается низким по сравнению с многоэтажным домом.
В то же время величина имеет разные параметры – высоту, длину, ширину. Поэтому помимо общего определения «большой – маленький» существуют частные: «длинный – короткий», «высокий – низкий», «широкий – узкий». Все эти моменты надо учитывать при проведении дидактических игр и упражнений.
Игры и упражнения на восприятие величины следует проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале.
Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины прежде всего тем, что это свойство не может быть выделено практически, путем проб и ошибок. Цвет нужно обязательно увидеть, т. е. при восприятии цвета можно пользоваться только зрительной, перцептивной ориентировкой.
Вначале при определении цвета большую роль играет примеривание, сопоставление путем приложения. Когда два цвета вплотную прилегают друг к другу, ребенок может увидеть их одинаковость и неодинаковость. Когда ребенок научится определять цвета при их непосредственном контакте, т. е. путем наложения и приложения, можно переходить к выбору по образцу, к настоящему восприятию цвета, а затем и к усвоению названий цветов.
На основе восприятия цвета формируются и представления о цвете. 2.2. Развитие тактильно-двигательного восприятия
Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Ведь первым видом действия ребенка с предметами является хватание, во время которого форма, величина, масса, пространственное расположение предмета познаются на ощупь, а рука учит глаз.
На протяжении всей жизни человека тактильно-двигательное восприятие имеет огромное значение. На ощупь познается объемная форма предметов, ощупывающее движение ложится в основу изображения предмета в лепке. Обводя предмет по контуру, мы выделяем его плоскостной образ из объема, познаем ту форму, которая становится основной в рисовании.
Тактильное восприятие играет исключительную роль при определении таких свойств, как температура и вес. Роль тактильно-двигательного восприятия велика и в выполнении различных трудовых операций в быту, везде, где мы имеем дело с навыками ручного труда. Ведь каждый из нас знает, что при выполнении привычных действий мы почти не пользуемся зрением, а целиком опираемся на тактильно-двигательную чувствительность.
Таким образом, можно сказать, что с детьми раннего и дошкольного возраста должна проводиться серьезная работа по формированию тактильно-двигательного восприятия. Особенно важно это для умственно отсталых детей, которые порой не проявляют попыток тактильно-двигательного обследования предметов. Их общая инертность приводит к тому, что в младенческом возрасте они не овладевают хватанием, а потому даже в дошкольном возрасте не могут определить на ощупь форму и величину предметов. В результате они не способны в нужный момент перераспределить пальцы на предмете и удержать его в руках.
2.3. Развитие слухового восприятия
Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков, с другой – восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух. Оба направления имеют для человека жизненно важное значение и начинают развиваться уже в младенческом возрасте. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается. И уже к школьному возрасту ребенок слышит звук, в несколько раз более тихий, чем слышит младенец. Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания.
Речевой слух также развивается с младенчества. Малыш рано отличает голос матери от голоса других людей, улавливает интонацию. Лепет ребенка – активное проявление возникновения собственно фонематического слуха, ведь ребенок внимательно слушает и повторяет фонемы родного языка. Формирование фонематического слуха завершается примерно к пяти годам, а у некоторых детей и позднее. В этом возрасте у ребенка появляются все звуки родного языка, речь становится фонетически чистой, без искажений. Поэтому проведение дидактических игр, направленных на развитие слухового восприятия, является необходимой составной частью воспитательного процесса в детском саду. И чем раньше начинается такая работа, тем больший вклад вносит она в коррекцию общего развития детей.
Неречевые звуки играют большую роль в ориентировке человека в окружающем мире. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Так, шум мотора говорит о приближении или удалении автомашины. Иными словами, хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут определять характер деятельности ребенка. Все звуки могут восприниматься только на слух или с опорой на зрение – слухо-зрительно, что значительно легче и должно предшествовать изолированному слуховому восприятию.
Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.
2.4. Развитие вкусовой чувствительности
Вкусовая чувствительность формируется в течении всей жизни, но основы развития начинаются с самого раннего детства. Еще с младенчества ребенок может воспринимать различные запахи. Так, например, он отворачивает голову от резких и неприятных запахов, но, напротив, повернет ее к тампону, смоченному материнским молоком.
Что касается вкуса, то при рождении он, по – видимому, мало развит. Даже если ребенок может отличить сладкую воду от чистой, несладкой, и морщится от растворов со слишком заметным вкусом, все же вкусовые восприятия, тесно связаны с обучением. У детей дошкольного возраста часто возникают затруднения уловить правильно запах или определить по вкусу тот или иной продукт, для этого необходимы целенаправленные занятия в данном разделе и они должны быть тесно связаны со словом, тактильно-двигательным и зрительным восприятием. Что поможет ребенку в дальнейшем определиться с собственными вкусами и проявить свою индивидуальность.