Екатерина Щитова
Семинар-практикум для педагогов «Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
-Повышение психолого-педагогической компетентности при работе с детьми младшего школьного возраста.
Задачи:
-познакомить с причинами агрессивного поведения детей младшего школьного возраста;
-рассказать о способах реагирования при агрессивных проявлениях детей;
-дать рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.
Публикация «Семинар-практикум для педагогов „Причины агрессивного поведения детей младшего школьного возраста“» размещена в разделах
- Агрессия, детская агрессивность
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
План семинара-практикума :
1)Введение (15 мин.) :
-Повышенная агрессивность детей - одна из наиболее частых проблем в детском коллективе.
-Особенности агрессивного поведения в младшем школьном возрасте.
2)Основная часть (45 мин.) :
Лекционная:
-Причины агрессивного поведения детей.
-Описание типов агрессивных детей.
-Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.
-Работа с родителями агрессивного ребенка.
Практическая:
-Вмешательство при агрессивных проявлениях.
-Разбор практических ситуаций (Приложение 1).
3)Заключительная часть (20 мин) :
-Рекомендации по взаимодействию с агрессивным ребенком.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее частых проблем в детском коллективе. Она волнует и педагогов, и родителей. Те или иные формы агрессии характерны для большинства детей.
Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность детей, выделяются следующие:
- Привлечение к себе внимания сверстников (Мальчик вырывает книгу у девочки, и разбрасывает игрушки и начинает громко лаять, изображая злую собаку, чем, естественно, привлекает к себе внимание);
- Ущемление достоинств другого с целью подчеркнуть своё превосходство (Заметив, что одноклассник расстроился из-за того, что у него не хватает деталей, мальчик кричит: «Ха-ха-ха, так тебе и надо, у тебя ничего не получится, ты плакса и нытик»);
- Защита и месть (В ответ на «нападение» или насильственное изъятие игрушки дети отвечают яркими вспышками агрессии);
- Стремление быть главным (Например, после неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает за волосы и пытается стукнуть головой о стену);
- Стремление получить желанный предмет (Чтобы обладать нужной игрушкой некоторые дети прибегали к прямому насилию над сверстниками).
Среди психологических особенностей, провоцирующих агрессивное поведение, обычно выделяют недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков, сниженный уровень произвольности, неразвитость игровой деятельности, сниженную самооценку, нарушения в отношениях со сверстниками. Однако, остаётся неясным, какие именно из этих особенностей в наибольшей мере влияют на агрессивность детей.
Описание типов агрессивных детей.
1)Первую группу составляют дети, которые чаще всего используют агрессию как средство привлечения внимания сверстников. Они, как правило, чрезвычайно ярко выражают свои агрессивные эмоции (кричат, громко ругаются, разбрасывают вещи); их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Такие дети активно стремятся к контактам со сверстниками; получив внимание партнёров, они успокаиваются и прекращают свои вызывающие действия
2)Вторую группу составляют дети, которые используют агрессию в основном как норму поведения в общении со сверстниками. У этих детей агрессивные действия выступают как средство достижения какой-либо конкретной цели – нужного им предмета, или ведущей роли в игре, или выигрыша у своих партнёров. Об этом свидетельствует в частности тот факт, что положительные эмоции они испытывают после достижения результата, а не в момент агрессивных действий. Деятельность этих детей отличается целенаправленностью и самостоятельностью. При этом в любой деятельности они стремятся к лидирующим позициям, подчиняя и подавляя других
3)В третью группу входят дети, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели – ни для окружающих, ни для них самих. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Дети данного типа используют в основном прямую агрессию, при чём более половины всех агрессивных актов составляет прямая физическая агрессия. Их действия отличаются особой жестокостью и хладнокровием.
Различия в проявлении агрессивности мальчиков и девочек.
Считается, что мальчики более склонны к проявлениям агрессии, однако это не совсем так, просто агрессия у девушек выглядит несколько иначе. Как отмечает большинство ученых, сейчас разница в агрессивном поведении между девушками и юношами уменьшается.
Мальчиковая агрессия обычно проявляется более открыто, грубо, она менее управляема и контролировать ее ребята начинают позже, чем девушки. Кроме того, до сих пор сохраняется стереотипный взгляд общества на то, что девочкам не пристало проявлять свою агрессивность, и поэтому их гораздо раньше начинают учить сдерживать ее. Например, мальчику в ответ на жалобу о том, что его обидели, побили, говорят "пойди и дай сдачи", девочке же такой совет дается гораздо реже: обычно ей рекомендуют не связываться и отойти в сторону.
Еще одно отличие. Девочки более впечатлительны, грубое проявление агрессии обычно им претит. Поэтому они весьма рано заменяют физическую агрессию вербальной, а некоторые сызмальства приучаются камуфлировать агрессивность иронией и сарказмом. Это выглядит мягче, зато бьет больнее.
Женский пол раньше обучается контролировать свою агрессивность, поэтому она рано становится у них избирательной, бьющей точно в цель. Девочки четко направляют свою агрессию в адрес конкретного человека, причем точно в его психологически уязвимое место. Девичья агрессивность нередко завуалирована и внешне менее эффектна, зато более эффективна. Мальчики контролируют свою агрессию плохо.
Работа с родителями агрессивного ребенка.
Исключительной профессиональной тонкости требует взаимодействие педагога с родителями ребенка осложненного поведения. Такая сложность обусловлена родительской любовью и непрофессионализмом родителей. Любя своих детей и желая счастья детям, родители впадают в состояние депрессии при жалобах на поведение их любимых детей, они неосознанно ищут выход в агрессии против педагогов. Обвинения в адрес педагогов как бы снимают долю вины с ребенка, а заодно и затемняют родительскую немощь в воспитании сына и дочери.
1. Необходимо избегать любого негативного воздействия на самооценку родителей ( Например: «Вы ничего не понимаете в нарушении личности вашего ребенка, сейчас я Вам объясню»)
2. Постараться изменить установку родителей на ребенка. Они считают агрессивного ребенка неблагодарным, ожидают, что в ответ на их раздражение и упреки ребенок будет раскаиваться, испытывать чувство вины, просить прощения и успокаивать их. Когда же этого не происходит, родители озлобляются, считают ребенка «скверным», «испорченным». Необходимо вызвать жалость к ребенку со стороны их родителей, показать, что агрессивный ребенок — это всегда в первую очередь несчастный ребенок. Необходимо объяснить родителям механизм появления гнева, а также агрессивности как эмоционального нарушения.
3. Рекомендовать родителям обраться за консультацией к психологу или психотерапевту.
4. Убедить родителей отвести ребенка в спортивную секцию.
Вмешательство при агрессивных проявлениях
В ряде случаев при проявлениях детской или подростковой агрессии требуется срочное вмешательство взрослых. Для более конструктивного воздействия на агрессивные реакции детей и подростков разработаны специальные рекомендации для педагогов и родителей.
1. Спокойное отношение в случае незначительной агрессии.
2. Акцентирование внимания на поступках (поведении, а не на личности
3. Контроль над собственными негативными эмоциями Родителям и специалистам необходимо очень тщательно контролировать свои негативные эмоции в ситуации взаимодействия с агрессивными детьми.
4. Снижение напряжения ситуации
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детской агрессией — уменьшить напряжение ситуации.
5. Обсуждение проступка
Анализировать поведение в момент проявления агрессии, не нужно, этим стоит заниматься только после того, как ситуация разрешится и все успокоятся
6. Сохранение положительной репутации ребенка Ребенку очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него — публичное осуждение и негативная оценка.
7. Демонстрация модели неагрессивного поведения. Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка — демонстрация моделей неагрессивного поведения.
При общении с агрессивными детьми можно посоветовать следующее:
- Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и устранив их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
- Давайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку или разорвать портрет его врага, и вы увидите, что уровень его агрессивности и ее проявления в реальной жизни снизились;
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева, нелестных, злых высказываний о других людях, проявлений желания отомстить кому-нибудь за обиду;
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите его, цените и принимаете таким, какой он есть. Не стесняйтесь его лишний раз приласкать, пожалеть. Пусть он видит, как он нужен и важен для вас;
- Не забывайте, что агрессивная реакция – естественная реакция человека. Важно уметь управлять своей агрессивностью, выражать и снимать ее приемлемыми способами.
Приложение 1
Ситуация 1: Мальчик в классе вырывает книгу у девочки, разбрасывает вещи, начинает громко лаять, изображая злую собаку…Ваши действия в данной ситуации?
Ситуация 2:Вы заходите в класс и видите, что два мальчика поссорились и уже готовы вступить в «бой». Что Вы будете делать в этой ситуации?
Ситуация 3:Один из ваших учеников с силой бросает на пол пенал своей одноклассницы и наблюдает, как плачет его владелица. Как Вы поступите?
Ситуация 4: После неудачной попытки занять первое место в строе, мальчик отталкивает опередившего его друга, хватает его за волосы и пытается стукнуть. Ваши действия в данной ситуации?
Ситуация 5: В вашем классе учиться ребенок, который постоянно обижает других, затевает драки, мешает вести занятия. Ваши действия?
Список использованной и рекомендованной литературы
1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб., 2006.
2. Маняпова Е. В. Характеристика основных путей и методов коррекции агрессивного поведения подростков. – Подольск, 2010.
3. Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной. – М., 1991.
4. Фурманов И. А. Агрессивность и ее проявления в детском возрасте. – Мн., 1994.
5. Агрессия детей : ее причины и предупреждения [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.orlenok-kmv.ru/aggressor.html
6. Рекомендации по работе с агрессивными детьми [Электронный ресурс] / Режим доступа: WWW.43-rekomporabsagresdetmi.html