Шура Согомонян
Консультация для педагогов «Формирование основ экологической культуры посредством игровой деятельности»
▼ Скачать
Цель :раскрыть значение влияния игры на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Сформулировать проблему и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Провести анализ игр детей дошкольного возраста, используемых в процессе решения воспитательных и образовательных задач по экологическому развитию в дошкольном учреждении.
3. Раскрыть опыт работы в данном направлении и определить значение игры для детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для педагогов „Формирование основ экологической культуры посредством игровой деятельности“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2023
По моему мнению, особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. В дошкольном возрасте происходят значимые изменения в познавательной сфере ребенка. Образный характер мышления, специфичный для дошкольного возраста, определяется тем, что ребенок устанавливает связи и отношения между предметами, прежде всего, на основе непосредственных впечатлений.
Само по себе наличие экологических представлений не гарантирует экологически целесообразного поведения личности. Для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность поступать с точки зрения экологической целесообразности. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.
Мне кажется, что важнейшим показателем экологической воспитанности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо помочь детям понять, что природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.
Достаточно серьёзную проблему для детей дошкольного возраста представляет усвоение правил поведения в природе, а также таких нравственных норм, как ответственность, бескорыстная помощь, сострадание, и усваиваются эти нормы и правила лучше всего в игровой деятельности. Ребёнок не только играет сам, но и наблюдает за играми других детей, например, когда Милена и Лиза играли в ферму, Даниилу стало любопытно, и он наблюдал за игрой девочек. Так возникают предпосылки для формирования сознательного поведения в природе и социуме, самоконтроля за действиями и поступками, то есть происходит практическое освоение нравственных норм и правил поведения.
Я считаю, что важноеразвивающее значение для дошкольников имеют экологические игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное звено таких игр - правила, они являются главным фактором развивающего воздействия на детей. Правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать на игровую ситуацию, подчиняться обстоятельствам.
Среди всего многообразия экологических игр с правилами для дошкольников особое внимание я уделяю дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что цель этих игр - умственное развитие детей, например, игры «Живая – неживая природа», «Времена года», «Природа –не природа» и т. д.
Как мы знаем, по характеру используемого материала дидактические игры условно можно разделить на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.
Предметные игры - это игры с различными природными материалами (листьями, семенами и т. д.). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т. д. Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Для повышения интереса ребят своей группы к дидактической игре и природным объектам ввожу элемент соревнования или проблемной ситуации.
Чтобы поддержать стремление дошкольников отражать полученные в дидактических играх экологические представления и игровые навыки в самостоятельной игровой деятельности, в группе в отдельных уголках я разместила материал для организации детьми игр экологического содержания (планшеты с изображением природных зон, картинки с изображением растений, животных и т. п.). Таким образом, удовлетворяется возрастающий интерес дошкольников к природе, конкретизируются полученные ранее представления.
При помощи сюжетно-ролевых игр на экологическую тему я стараюсь вызывать эмоциональный отклик, оказывать влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности дошкольника. Например, игра в «Овощной магазин», где дети учатся узнавать и различать овощи и фрукты по внешнему виду; игра «На птичьем дворе» дети продолжают узнавать и называть домашних птиц, их повадки, кто как кричит.
В формировании у детей эмоционального заинтересованного отношения к природе использую не только дидактические и сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.
Большую группу экологических игр с правилами составляют подвижные и подвижно-дидактические игры. В основе их лежат разнообразные движения - ходьба, бег, прыжки, метание и т. д.
Словесно-дидактическими играми стараюсь скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание. Это не требует каких-либо условий, оснащения. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.
Очень интересны детям игры в загадки-описания на экологическую тематику в данном случае, в них они упражняются в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание.
К творческим играм относятся игры-драматизации и строительно-конструктивные игры. Им присущи основные черты творческих игр: наличие замысла, сочетание ролевых и реальных действий и отношений и других элементов воображаемой ситуации, а также самостоятельность и самоорганизация детей.
Игры-драматизации по экологии организуем с детьми на основе литературного произведения: сюжете игры, ролях, поступках героев, их речь определяется текстом произведения. Наличие заранее данного сюжета и ролей сближает игру-драматизацию с играми, имеющими готовые правила. Совместно со мной проигрывали сказки «Петух и лиса», «Репка».
Строительно-конструктивные экологические игры - разновидность творческой игры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем мире, самостоятельно делают различные вещи, возводят здания, сооружения, но в весьма обобщенном и схематизированном виде, например фермы для животных, мостики по которым проходят животные и т. д.
В таких играх учу замещать одни предметы другими: постройки возводятся из специально созданных строительных материалов и конструкторов или же из природного материала – пecкa, снега.
Заметила, что детям нравятся игры-импровизации, в которых они могут с помощью движений изобразить птиц, животных, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений.
На мой взгляд, экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует развитию умений действовать в различных ситуациях и т. д. Пытаюсь создать положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей, используя в играх естественные природные объекты, их изображения.
В своей работе я так же использую предметные игры - это игры с различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры такие как «Чей домик?», «Чей малыш?» и т. д. направлены на уточнение представлений об окружающей природе, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов.
Словесные игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.
Итак, игра –это не развлечение, а метод, при помощи которого маленькие дети знакомятся с окружающим миром. Чем меньше дети, тем чаще игра применяется как метод образовательно-воспитательной работы с ними.